https://crimea.ria.ru/20250820/kartina-s-taynoy-i-drugie-nakhodki-rabota-restavratorov-rgi-v-sevastopole-1148827868.html
Картина с тайной и другие находки: работа реставраторов РГИ в Севастополе
Картина с тайной и другие находки: работа реставраторов РГИ в Севастополе - РИА Новости Крым, 20.08.2025
Картина с тайной и другие находки: работа реставраторов РГИ в Севастополе
Центр исследования и реставрации Российской галереи искусств в Севастополе еще не обосновался в новом здании, но работа в нем кипит давно, хоть и на временной... РИА Новости Крым, 20.08.2025
2025-08-20T08:24
2025-08-20T08:24
2025-08-20T06:54
эксклюзивы риа новости крым
российская галерея искусств в севастополе
севастополь
искусство
реставрация
новости севастополя
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e9/08/13/1148828291_0:0:3640:2048_1920x0_80_0_0_2523073c4894ed660a601393c02574e8.jpg
СИМФЕРОПОЛЬ, 20 авг – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Центр исследования и реставрации Российской галереи искусств в Севастополе еще не обосновался в новом здании, но работа в нем кипит давно, хоть и на временной площадке. Сейчас специалисты заняты картинами XX века, недавно реставрировали раму 17 столетия, а в скором времени должны получить требующие восстановления редкие книги периода Средневековья. Об особенностях коллекции и работе реставраторов в этом уникальном для всего Южного федерального округа учреждении – в материале РИА Новости Крым.Когда строительство музейно-выставочного комплекса на мысе Хрустальный в Севастополе завершат, здание передадут Российской галерее искусств и все в нем заработает в полную силу, найти аналоги существующему здесь центру исследования и реставрации можно будет разве что в Москве и Санкт-Петербурге. Он обещает стать крупнейшим не только в Крыму, но и во всем Южном федеральном округе.Почти все это уже установлено, но работать на нем начнут не раньше середины осени. Это не значит, однако, что работы в реставрационном центре не ведутся. Ведь главное его достояние – специалисты.Штат еще набирается, но имеющиеся сотрудники не сидят без дела с момента, как в 2023 году стала формироваться фондовая коллекция и появилась мастерская. Расположилась она пока на площадке временного выставочного зала. В том же здании, в отдельном помещении, сберегаются коллекции."Везде определенные режимы, потому что для предметов это одно из самых главных условий для сохранения. А в мастерской вот большая вытяжная система", – обращает внимание хранитель музейных предметов и руководитель реставрационных работ Наталья Зайкина.Первой в реставрационный центр РГИ, рассказывает Зайкина, пришла Анна Курганова, сейчас она в отпуске. Найти профессионального и, главное, аттестованного реставратора не так-то просто во всей стране, не то что в Крыму, так что это чуть ли не единственный человек на нашем полуострове, и мы его к себе "завербовали", добавляет Зотов.Чуть позже к команде присоединилась Анна Зубарева, ее квалификация по реставрации – темперная живопись. Сейчас именно она кружит над столом в самом центре мастерской: одну работу реставрирует, другую готовит к выставке. В Севастополь она переехала из Серпухова, где десять лет проработала в историко-художественном музее."Появилась возможность попробовать новые горизонты благодаря строительству здесь культурного кластера, и я приняла решение сменить место работы и пребывания", – заметила Анна.Пока все до конца не обустроено, реставраторы занимается только собственной коллекцией РГИ, в которой на сегодняшний день насчитывается 1151 предмет.Самый молодой предмет коллекции – 2024 года, а самый древний пока относится к 17 веку, причем определили это не так давно и неожиданно. Речь о раме к картине 1980-х годов авторства советского художника, которая музею досталась в дар."Ее историю жертвователь поведать не смог, да мы и не думали, что она преподнесет сюрприз. Но Аня Зубарева решила отреставрировать картину и раму и выяснила, что рама старинная, изготовлена в Италии или Франции. Провели исследование, и удалось найти мастерскую, в которой ее реставрировали во Франции. Мы вступили с ее владельцем в переписку, и мадам Вирджиния Лебрун любезно предоставила информацию о том, что, да, данная рама числится и датируется концом 17 века", – рассказала Зайкина.Фонды музея РГИ в Севастополе пополняет немало предметов, поступая сюда, как картина в раме "с секретом", от частных лиц в виде пожертвований. Среди них более полусотни работ выдающейся крымчанки, представительницы "тихого искусства" Марии Ломакиной (1896 – 1964 гг.), одной из самых талантливых учениц Кузьмы Петрова-Водкина, художника из плеяды ярчайших в русском искусстве начала XX века.Картины передала севастопольской галерее дочь художницы в знак благодарности за организованную РГИ в Москве два года назад выставку картин Ломакиной и ее учителя. Две работы художницы как раз сейчас реставрируются в Севастополе."И на сегодняшний день у нас одна из самых крупных в России коллекций работ Марии Владимировны, хранящихся в государственном учреждении", – отметила Зайкина.Немало экспонатов приходит иным путем – по приказу Минкульта РФ из расформированных ранее коллекций. В частности, теперь прекратившей существование Международной конфедерации союзов художников, получившей когда-то "в наследство" работы Союза художников СССР."Очень многие музеи, в том числе Третьяковка, Русский, некоторые региональные имели возможность оттуда что-то взять. И мы тоже. Причем пополнение в прошлом году было достаточно интересное: мы сумели в буквальном смысле раскопать вещи, которые там десятилетиями лежали, очень интересные. О них записи были, но никто их даже не видел. Это позднее советское искусство, 1980-е и ранние 1990-е, в нем смятение видно", – рассказал Зотов.По его словам, это очень интересный период в отечественном искусстве, о котором мало что знают, потому что в те годы "в музеи толком уже никто не ходил". Конечно же, в РГИ родилась идея сделать большой выставочный проект с экспонированием самых ценных работ из этой коллекции, которые, разумеется, сперва пройдут через руки реставраторов.Также, по словам Зотова, специалистам севастопольского реставрационного центра РГИ предстоит работать с предметами антикварной мебели и редкими старинными книгами.В первый год работы в штат планируют взять до семи реставраторов, имеющих не только третью и вторую, но и первую, и высшую категорию. Аттестация – главное и безусловное требование к представителям этой профессии, чтобы работать с музейными фондами в государственном учреждении, подчеркивают в галерее. Ищут кандидатов сейчас по всей России. В том числе среди недавних выпускников вузов.В Севастополе будут готовить художников-реставраторов для всего Крыма"Наша задача сейчас создать профессиональную команду, которая в полной мере и с максимальной отдачей сможет использовать все возможности, которые ей будут здесь предоставлены, – объясняет Зотов. – А дальше мы будем прикладывать усилия, чтобы профессиональный уровень этих специалистов рос каждый год. В частности, чтобы несколько человек повышали свою категорию".Ранее директор музейно-выставочного комплекса Российской галереи искусств Виталий Зотов, проводя экскурсию для РИА Новости Крым по пяти уровням строящегося здания нового учреждения, рассказывал, что даже случайные прохожие смогут наблюдать работу реставраторов в мастерских с улицы – через панорамные окна, выходящие в уникальный парк РГИ в границах пространства гостеприимства, открытого для всех.Самые важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен и ВКонтакте. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube.Читайте также на РИА Новости Крым:Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского отмечает юбилейВ Севастополе на мысе Хрустальном прошел уникальный "исторический" пленэрКультурный кластер Севастополя – Хуснуллин обозначил трудности стройки
севастополь
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2025
Анна Петрова
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e8/09/1a/1140638332_699:0:1251:552_100x100_80_0_0_c2c44ab700d31ad880b2832fac8fbd14.jpg
Анна Петрова
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e8/09/1a/1140638332_699:0:1251:552_100x100_80_0_0_c2c44ab700d31ad880b2832fac8fbd14.jpg
Новости
ru-RU
https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e9/08/13/1148828291_455:0:3186:2048_1920x0_80_0_0_2ed999df7d57c64ea8dba91fc3b71649.jpgРИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Анна Петрова
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e8/09/1a/1140638332_699:0:1251:552_100x100_80_0_0_c2c44ab700d31ad880b2832fac8fbd14.jpg
российская галерея искусств в севастополе, севастополь, искусство , реставрация, новости севастополя
СИМФЕРОПОЛЬ, 20 авг – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Центр исследования и реставрации Российской галереи искусств в Севастополе еще не обосновался в новом здании, но работа в нем кипит давно, хоть и на временной площадке. Сейчас специалисты заняты картинами XX века, недавно реставрировали раму 17 столетия, а в скором времени должны получить требующие восстановления редкие книги периода Средневековья. Об особенностях коллекции и работе реставраторов в этом уникальном для всего Южного федерального округа учреждении – в материале
РИА Новости Крым. Когда строительство музейно-выставочного комплекса на мысе Хрустальный в Севастополе завершат, здание передадут Российской галерее искусств и все в нем заработает в полную силу, найти аналоги существующему здесь центру исследования и реставрации можно будет разве что в Москве и Санкт-Петербурге. Он обещает стать крупнейшим не только в Крыму, но и во всем Южном федеральном округе.
"У нас самое передовое оборудование, которое только можно себе представить, и оно будет использоваться для реставрации очень разных художественных изделий: живописи, графики, книг, предметов декоративного искусства. Есть, например, оборудование, способное определять годы создания произведения искусства по составу красок", – рассказывает директор музейно-выставочного центра РГИ Виталий Зотов.
Почти все это уже установлено, но работать на нем начнут не раньше середины осени. Это не значит, однако, что работы в реставрационном центре не ведутся. Ведь главное его достояние – специалисты.
Штат еще набирается, но имеющиеся сотрудники не сидят без дела с момента, как в 2023 году стала формироваться фондовая коллекция и появилась мастерская. Расположилась она пока на площадке временного выставочного зала. В том же здании, в отдельном помещении, сберегаются коллекции.
"Везде определенные режимы, потому что для предметов это одно из самых главных условий для сохранения. А в мастерской вот большая вытяжная система", – обращает внимание хранитель музейных предметов и руководитель реставрационных работ Наталья Зайкина.
Первой в реставрационный центр РГИ, рассказывает Зайкина, пришла Анна Курганова, сейчас она в отпуске. Найти профессионального и, главное, аттестованного реставратора не так-то просто во всей стране, не то что в Крыму, так что это чуть ли не единственный человек на нашем полуострове, и мы его к себе "завербовали", добавляет Зотов.
Чуть позже к команде присоединилась Анна Зубарева, ее квалификация по реставрации – темперная живопись. Сейчас именно она кружит над столом в самом центре мастерской: одну работу реставрирует, другую готовит к выставке. В Севастополь она переехала из Серпухова, где десять лет проработала в историко-художественном музее.
"Появилась возможность попробовать новые горизонты благодаря строительству здесь культурного кластера, и я приняла решение сменить место работы и пребывания", – заметила Анна.
Пока все до конца не обустроено, реставраторы занимается только собственной коллекцией РГИ, в которой на сегодняшний день насчитывается 1151 предмет.
Это в том числе более 400 живописных картин, свыше 300 графических работ (акварель, карандаш и печатная графика – офорт, линогравюра и пр.) и предметы декоративно-прикладного искусства. Например, так называемые фарфоровые пласты – небольшие плитки с орнаментами, глазурной росписью и обжигом. А также части сервизов, один из которых – французский фарфор конца XIX – начала XX вв. из наследства принцессы Юлианы Нидерландской.
Самый молодой предмет коллекции – 2024 года, а самый древний пока относится к 17 веку, причем определили это не так давно и неожиданно. Речь о раме к картине 1980-х годов авторства советского художника, которая музею досталась в дар.
"Ее историю жертвователь поведать не смог, да мы и не думали, что она преподнесет сюрприз. Но Аня Зубарева решила отреставрировать картину и раму и выяснила, что рама старинная, изготовлена в Италии или Франции. Провели исследование, и удалось найти мастерскую, в которой ее реставрировали во Франции. Мы вступили с ее владельцем в переписку, и мадам Вирджиния Лебрун любезно предоставила информацию о том, что, да, данная рама числится и датируется концом 17 века", – рассказала Зайкина.
Фонды музея РГИ в Севастополе пополняет немало предметов, поступая сюда, как картина в раме "с секретом", от частных лиц в виде пожертвований. Среди них более полусотни работ выдающейся крымчанки, представительницы "тихого искусства" Марии Ломакиной (1896 – 1964 гг.), одной из самых талантливых учениц Кузьмы Петрова-Водкина, художника из плеяды ярчайших в русском искусстве начала XX века.
Картины передала севастопольской галерее дочь художницы в знак благодарности за организованную РГИ в Москве два года назад выставку картин Ломакиной и ее учителя. Две работы художницы как раз сейчас реставрируются в Севастополе.
"И на сегодняшний день у нас одна из самых крупных в России коллекций работ Марии Владимировны, хранящихся в государственном учреждении", – отметила Зайкина.
Немало экспонатов приходит иным путем – по приказу Минкульта РФ из расформированных ранее коллекций. В частности, теперь прекратившей существование Международной конфедерации союзов художников, получившей когда-то "в наследство" работы Союза художников СССР.
"Очень многие музеи, в том числе Третьяковка, Русский, некоторые региональные имели возможность оттуда что-то взять. И мы тоже. Причем пополнение в прошлом году было достаточно интересное: мы сумели в буквальном смысле раскопать вещи, которые там десятилетиями лежали, очень интересные. О них записи были, но никто их даже не видел. Это позднее советское искусство, 1980-е и ранние 1990-е, в нем смятение видно", – рассказал Зотов.
По его словам, это очень интересный период в отечественном искусстве, о котором мало что знают, потому что в те годы "в музеи толком уже никто не ходил". Конечно же, в РГИ родилась идея сделать большой выставочный проект с экспонированием самых ценных работ из этой коллекции, которые, разумеется, сперва пройдут через руки реставраторов.
Также, по словам Зотова, специалистам севастопольского реставрационного центра РГИ предстоит работать с предметами антикварной мебели и редкими старинными книгами.
"Уже есть решение Министерства культуры о том, что наш фонд пополнится большой коллекцией старых книг. Это редкие древние книги, средние века в том числе. Многие, естественно, потребуют реставрации. И будут еще поступать предметы декоративного искусства, даже мебель, возможно. У нас уже есть и мы продолжаем подбирать специалистов по дереву в том числе, потому что это иконы, рамы и многое другое", – поделился Зотов.
В первый год работы в штат планируют взять до семи реставраторов, имеющих не только третью и вторую, но и первую, и высшую категорию. Аттестация – главное и безусловное требование к представителям этой профессии, чтобы работать с музейными фондами в государственном учреждении, подчеркивают в галерее. Ищут кандидатов сейчас по всей России. В том числе среди недавних выпускников вузов.
"Наша задача сейчас создать профессиональную команду, которая в полной мере и с максимальной отдачей сможет использовать все возможности, которые ей будут здесь предоставлены, – объясняет Зотов. – А дальше мы будем прикладывать усилия, чтобы профессиональный уровень этих специалистов рос каждый год. В частности, чтобы несколько человек повышали свою категорию".
Ранее директор музейно-выставочного комплекса Российской галереи искусств Виталий Зотов, проводя экскурсию для РИА Новости Крым по пяти уровням строящегося здания нового учреждения,
рассказывал, что даже случайные прохожие смогут наблюдать работу реставраторов в мастерских с улицы – через панорамные окна, выходящие в
уникальный парк РГИ в границах пространства гостеприимства, открытого для всех.
Самые важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен и ВКонтакте. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube. Читайте также на РИА Новости Крым: