СИМФЕРОПОЛЬ, 2 янв – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Если бы у крымчан спросили, чем им запомнился 2020 год, большинство наверняка упомянули бы коронавирусный карантин. Между тем, в Крыму за год произошли и другие значимые и интересные события, о наиболее важных из них – в подборке РИА Новости Крым.
"Дорога жизни" заработала на полную
"Красивый, современный и удобный объект" – так президент Владимир Путин охарактеризовал трассу "Таврида" после первой поездки по ней. Главную автомагистраль Крыма протяженностью более 250 км начали строить в мае 2017-го, а уже спустя три года было открыто движение по всем четырем полосам трассы от Керчи до Севастополя. Современную дорогу первой категории петербургская компания "ВАД" строила практически с нуля и сдала объект на четыре месяца раньше срока.
"Таврида" соединяет в единую логистическую систему Крымский мост, Керчь, Симферополь и Севастополь, обеспечивает выход на основные туристические регионы и надежную связь с сетью федеральных дорог. Если старая автодорога из Керчи через Феодосию, старый Крым и Белогорск была рассчитана максимум на 15 тысяч авто в сутки, то пропускная способность "Тавриды" составляет до 40 тысяч машин. Бесконечные пробки, в которых практически застывал летний Крым, уходят в прошлое. Правда, теперь пробки образовались в ключевых крымских городах. Это – задачи следующих лет.
Крым встал в пробках: есть ли выход >>
В целом 2020 год можно назвать "строительным" для полуострова. Помимо главной автодороги региона, сдан в эксплуатацию новый медцентр Семашко с новейшим оборудованием и стационаром на 734 койки, открылась после реставрации одна из главных достопримечательностей Крыма – дворец-замок "Ласточкино гнездо".
Автобусы для маршрута к новому медцентру оказались сломаны - Аксенов >>
Грузы пошли, но цены не упали
В конце июня открылось грузовое железнодорожное сообщение по Крымскому мосту. Событие значимое и долгожданное – Крым во всех смыслах перестал быть российским "островом". Перевозка пассажиров и грузов теперь полноценно осуществляется всеми видами транспорта.
Благодаря запуску грузовых поездов объем железнодорожных грузоперевозок между Крымом и материковой Россией за полгода вырос более чем на 70%. В основном через Керченский пролив по железной дороге перевозят стройматериалы (прежде всего необходимые для крымских строек щебень и цемент), лесоматериалы, зерно и нефтепродукты. В "Крымской железной дороге" заявили, что открытие грузового ж/д сообщения позволило уменьшить сроки доставки грузов и затраты на их перевозку, снизить нагрузку на автодорожную инфраструктуру и экологию региона.
Вот только ожидаемого снижения цен на товары в Крыму, вопреки прогнозам, не произошло. В частности, стоимость бензина – одной из наиболее чувствительных для крымчан тем – в 2020-м в основном только росла. Власти и трейдеры ссылались на подорожание опта на санкт-петербургской бирже, а также на отсутствие обратной загрузки при грузовом транзите через Крым.
Ответ на водный вызов
Пять лет назад Крым при поддержке федерального центра справился с глобальным вызовом под названием "энергетическая блокада". В конце 2020-го в Крыму начали закладывать фундамент еще одного будущего прорыва – водного. Пока жители Симферополя, Ялты и некоторых других регионов привыкают жить по графикам подачи воды, на полуострове с октября реализуют масштабный план по обеспечению стабильного водоснабжения крымчан и севастопольцев.
Цена вопроса – 48 млрд рублей, которые выделяются из резервного фонда федерального бюджета. План, среди прочего, предусматривает бурение новых скважин, ремонт сетей, устройство очистки сточных вод и т.д. Первых значимых результатов удалось добиться еще до конца года. В Севастополе в рекордно короткие сроки построен и запущен водовод из Кадыковского карьера в городскую систему водоснабжения. Уже к марту 2021-го достроят водовод на реке Бельбек, благодаря которому Севастополь будет получать дополнительно еще 50 тысяч "кубов" воды в сутки.
Именно на бурении подземных скважин делается главный акцент при преодолении водного кризиса в республике. Если этого окажется недостаточно, начнут строить опреснительные установки. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, курирующий реализацию "водного плана", говорит об опреснении как о крайнем варианте – уж слишком дорогой будет эта вода после всех энергетических затрат. Кроме того, есть перспектива использовать пресные источники под Азовским морем. Вопрос сейчас прорабатывают специалисты. Так или иначе, в Москве не сомневаются, что проблема водообеспечения полуострова будет решена в ближайшие годы.
Ни воды, ни жизни: как умирает север Крыма >>
Дипблокада получила пробоину
2020-й ознаменовался открытием первого в российском Крыму зарубежного дипломатического представительства. Консульство в республике открыл Никарагуа – одно из первых государств, признавших законность вхождения полуострова в состав РФ. Руководит консульством хорошо известный крымчанам Олег Белавенцев – бывший полпред президента России в Крымском федеральном округе. Несмотря на то, что первым иностранное консульство в регионе открыло маленькое государство в Центральной Америке, власти находящегося под жесткими санкциями Крыма расценивают это событие как начало прорыва международной блокады.
Туризм устоял вопреки пандемии
Когда коронавирус начал стремительно распространятся по России и регионы один за другим стали вводить карантинные ограничения, многие предсказывали крах туристической отрасли в Крыму.
Ушедший год показал, что Крым постепенно превращается из летнего во всесезонный курорт. В осенние и зимние месяцы на полуостров стали приезжать больше, чем в прошлые годы, причем не только с материка. До вступления в силу ограничений по COVID Крым успел принять почти 80 тысяч иностранных туристов из 118 стран мира – в основном из Украины и других государств постсоветского пространства. Но были и гости из Европы, США, Австралии, Малайзии, Коста-Рики, Новой Зеландии.