https://crimea.ria.ru/20230309/md-i-yad-kak-restavriruyut-panoramu-oborony-sevastopolya--1127447345.html
Мёд и яд: как реставрируют панораму обороны Севастополя
Мёд и яд: как реставрируют панораму обороны Севастополя - РИА Новости Крым, 23.11.2023
Мёд и яд: как реставрируют панораму обороны Севастополя
Гипсокартон – на натуральный камень, плитка – на мрамор, заложенные кирпичом стены с трещинами и "аварии" на живописном полотне. С таким украинским наследием... РИА Новости Крым, 23.11.2023
2023-03-09T21:34
2023-03-09T21:34
2023-11-23T08:58
севастополь
культура
реализация нацпроектов в крыму
реконструкция исторического бульвара в севастополе
история
панорама
рубо
крымская война
реконструкция панорамы "оборона севастополя в 1854 – 1855 гг"
нацпроекты в крыму
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e7/03/09/1127445960_0:98:3293:1950_1920x0_80_0_0_5355fa1f10127b7016632287a135a535.jpg
СЕВАСТОПОЛЬ, 9 мар – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Гипсокартон – на натуральный камень, плитка – на мрамор, заложенные кирпичом стены с трещинами и "аварии" на живописном полотне. С таким украинским наследием здание панорамы обороны Севастополя встретило новый большой ремонт. Корреспондент РИА Новости Крым узнал, как идет реставрация здания и огромного полотна авторства Франца Рубо на Историческом бульваре и какие открытия в ходе работ делают специалисты.Удивительный ремонт Почти разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.", построенное в начале прошлого века, восстанавливали в 1948-м, потом реставрировали в 1974-м. С тех пор почти сорок лет комплексных работ не проводили – только "косметику". Сейчас специалисты закончили демонтажные работы и все стены "оголены". Руководитель проектов компании-подрядчика, ООО "Равелин", Дмитрий Орлов делится впечатлениями: Еще больше удивило, что некоторые стены выстояли почти 70 лет без укрепления. Например, вот эта, к которой подходим, спустившись на цокольный этаж, где размещался экспозиционный зал подземно-минной войны. "Стена была заложена кирпичом на расстоянии 10 сантиметров. Есть предположение, что её заложили в 1974 году, чтобы не ремонтировать. А она имела большую трещину, по осадке здания", – говорит Орлов. Внутренняя стена, которой заканчивался экспозиционный зал, была выложена из кирпича, имела толщину в семь сантиметров и, оказывается, никак не была укреплена. Ее разобрали. Теперь экспозиционное помещение станет больше. Еще одна стена при демонтаже штукатурного слоя обнаружила в себе кладку "камня-ракушечника и кирпича вперемешку". Когда разобрали, поняли, что там ниши. По словам Орлова, закладывать их снова не будут: "Это были внутристенные пустоты. Они будут облагорожены и станут достоянием общественности, когда здесь будет экспозиционный зал". А вот так называемый контрфорс – вертикальная конструкция, принимающая на себя горизонтальную нагрузку здания, которая его фактически "держит". Камень сыпется, всё нужно укреплять. С потолка здесь сняли гипсокартон и обнаружили потолочные карнизы, которые, есть основание полагать, "самые первые, которые были сделаны". Стены на первом этаже обработают специальным бактерицидным раствором и восстановят штукатурный слой. При этом "все архитектурные и планировочные решения останутся прежними", уверяет представитель подрядчика. "Сердце" панорамы авторства Рубо На втором этаже здания специалисты консервируют его главное достояние – масштабное живописное полотно Франца Рубо, размером 115 х14 метров. А также закрывают предметный план. Приступить к реставрации картины смогут только, когда "уже будет крыша, сухо и без пыли", говорит начальник отдела реставрации живописи компании-подрядчика "Равелин" Марина Верховодко. А пока полотно обеспыливают и заклеивают специальной микалентной реставрационной бумагой. Это так называемая профзаклейка. Способ проверенный: его применяют и на штукатурной живописи, и на станковой, и на реставрации икон, уверяет специалист. Мёд, в свою очередь, делает состав более эластичным. Это важно в том числе потому, что полотно местами обветшало. С "авариями" разбираются прямо сейчас, потом будет поздно – можно утратить часть авторского живописного слоя. "Самые аварийные участки мы уже подклеили для сохранения, чтобы, когда будут снимать профзаклейку больших размеров, не повредился красочный слой, где было отслоение", – пояснила Верховодко. Сейчас с полотном работает пять человек, но будет больше: все только начинается, говорит специалист. Миллиард на реставрацию Не исключено, что реставрацией живописи займется тоже эта команда: все решит конкурс. Так или иначе, до этого этапа работ, по словам директора музея Михаила Смородкина, полтора года. Все работы ведутся в соответствии с графиком и "профинансированы до самого конца", заверил он. "И у нас нет никаких сомнений, что они закончатся в срок и качественно", – заключил Смородкин. Ранее директор музея обороны Севастополя заявлял, что прогнозируемая стоимость реставрации панорамы и предметного плана составит порядка 300 млн рублей. А реставрация здания обойдется в 711,2 миллионов. Итого - больше миллиарда. Деньги выделяются в рамках нацпроекта "Культура" Минкульта России. Напомним, панорама "Оборона Севастополя в 1854 – 1855 гг." была закрыта на реставрацию в октябре 2022. Незадолго до этого директор музея Михаил Смородкин сообщил, что масштабные работы будут вестись в течение трех лет. Читайте также на РИА Новости Крым:Когда откроют панораму Севастополя и Исторический бульвар>> В Диораме Севастополя открыли уникальные экскурсии на реставрацию>>Первый легендарный бой Кутузова увековечили на диораме в Крыму>>
севастополь
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e7/03/09/1127445960_282:0:3011:2047_1920x0_80_0_0_879dc13dcb6fc2684373c275ab4c72bb.jpgРИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
севастополь, культура, реализация нацпроектов в крыму, реконструкция исторического бульвара в севастополе, история, панорама, рубо, крымская война, реконструкция панорамы "оборона севастополя в 1854 – 1855 гг"
СЕВАСТОПОЛЬ, 9 мар – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Гипсокартон – на натуральный камень, плитка – на мрамор, заложенные кирпичом стены с трещинами и "аварии" на живописном полотне. С таким украинским наследием здание панорамы обороны Севастополя встретило новый большой ремонт. Корреспондент РИА Новости Крым узнал, как идет реставрация здания и огромного полотна авторства Франца Рубо на Историческом бульваре и какие открытия в ходе работ делают специалисты.
Удивительный ремонт
Почти разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.", построенное в начале прошлого века, восстанавливали в 1948-м, потом реставрировали в 1974-м. С тех пор почти сорок лет комплексных работ не проводили – только "косметику".
Сейчас специалисты закончили демонтажные работы и все стены "оголены". Руководитель проектов компании-подрядчика, ООО "Равелин", Дмитрий Орлов делится впечатлениями:
"Удивило то, что во времена Украины здесь делали гипсокартонные покрытия на натуральный камень. И то, что положили керамогранитную плитку на мрамор".
Еще больше удивило, что некоторые стены выстояли почти 70 лет без укрепления. Например, вот эта, к которой подходим, спустившись на цокольный этаж, где размещался экспозиционный зал подземно-минной войны.
"Стена была заложена кирпичом на расстоянии 10 сантиметров. Есть предположение, что её заложили в 1974 году, чтобы не ремонтировать. А она имела большую трещину, по осадке здания", – говорит Орлов.
Внутренняя стена, которой заканчивался экспозиционный зал, была выложена из кирпича, имела толщину в семь сантиметров и, оказывается, никак не была укреплена. Ее разобрали. Теперь экспозиционное помещение станет больше.
Еще одна стена при демонтаже штукатурного слоя обнаружила в себе кладку "камня-ракушечника и кирпича вперемешку". Когда разобрали, поняли, что там ниши. По словам Орлова, закладывать их снова не будут:
"Это были внутристенные пустоты. Они будут облагорожены и станут достоянием общественности, когда здесь будет экспозиционный зал".
А вот так называемый контрфорс – вертикальная конструкция, принимающая на себя горизонтальную нагрузку здания, которая его фактически "держит". Камень сыпется, всё нужно укреплять. С потолка здесь сняли гипсокартон и обнаружили потолочные карнизы, которые, есть основание полагать, "самые первые, которые были сделаны".
Стены на первом этаже обработают специальным бактерицидным раствором и восстановят штукатурный слой. При этом "все архитектурные и планировочные решения останутся прежними", уверяет представитель подрядчика.
"Сердце" панорамы авторства Рубо
На втором этаже здания специалисты консервируют его главное достояние – масштабное живописное полотно Франца Рубо, размером 115 х14 метров. А также закрывают предметный план.
Приступить к реставрации картины смогут только, когда "уже будет крыша, сухо и без пыли", говорит начальник отдела реставрации живописи компании-подрядчика "Равелин" Марина Верховодко.
А пока полотно обеспыливают и заклеивают специальной микалентной реставрационной бумагой. Это так называемая профзаклейка. Способ проверенный: его применяют и на штукатурной живописи, и на станковой, и на реставрации икон, уверяет специалист.
"Мы разводим 3%-й кроличий клей вместе с мёдом и с антисептиком катамином – ядом, который обеспечивает антисептирование полностью: если что-то там завелось, то это обезвреживает все полотно", – объясняет реставратор.
Мёд, в свою очередь, делает состав более эластичным. Это важно в том числе потому, что полотно местами обветшало. С "авариями" разбираются прямо сейчас, потом будет поздно – можно утратить часть авторского живописного слоя.
"Самые аварийные участки мы уже подклеили для сохранения, чтобы, когда будут снимать профзаклейку больших размеров, не повредился красочный слой, где было отслоение", – пояснила Верховодко.
Сейчас с полотном работает пять человек, но будет больше: все только начинается, говорит специалист.
Миллиард на реставрацию
Не исключено, что реставрацией живописи займется тоже эта команда: все решит конкурс. Так или иначе, до этого этапа работ, по словам директора музея Михаила Смородкина, полтора года. Все работы ведутся в соответствии с графиком и "профинансированы до самого конца", заверил он.
"И у нас нет никаких сомнений, что они закончатся в срок и качественно", – заключил Смородкин.
Ранее директор музея обороны Севастополя заявлял, что прогнозируемая стоимость реставрации панорамы и предметного плана составит порядка 300 млн рублей. А реставрация здания обойдется в 711,2 миллионов. Итого - больше миллиарда. Деньги выделяются в рамках нацпроекта "Культура" Минкульта России.
Напомним, панорама "Оборона Севастополя в 1854 – 1855 гг." была закрыта на реставрацию в октябре 2022. Незадолго до этого директор музея Михаил Смородкин сообщил, что масштабные работы будут вестись в течение трех лет.
Читайте также на РИА Новости Крым: