СУДАК, 23 мар – РИА Новости Крым, Галина Оленева. Чокаташ – скальный отрог под Судаком, о котором раньше знали только местные жители, в 2016 году стал известен каждому, кто следит за новостными лентами. Тогда разразился крупный скандал из-за намерений некоей "Крымской нерудной компании" начать в этом месте добычу щебня.
ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей уплатило 44 млн. за пользование крымскими недрами и получило соответствующую лицензию от Минэкологии Крыма сроком на 30 лет. По странному стечению обстоятельств, в это же время закрылся детский лагерь "Отважный" неподалеку от предполагаемого карьера.
Спустя полгода в администрации Судака возобновляются переговоры с представителями "Крымнеруда", а местные активисты снова бьют тревогу. Может ли история иметь продолжение? Ответы на эти вопросы искала корреспондент РИА Новости Крым.
Зона отчуждения
Наша встреча с общественниками назначена у въезда в "Отважный". К воротам лагеря ведет узкая лесная дорога. Сейчас здесь удивительно красиво и тихо, пахнет хвоей, на опушках россыпи подснежников. Очарование слетает, как только добираемся до места. "Отважный" похож на зону отчуждения – разбитые корпуса, пустые хозпомещения, выцветшие детские рисунки на облупившихся стендах, нагромождения подушек и матрацев.
"Это был один из лучших наших оздоровительных лагерей. Перед сезоном 2016-го он получил разрешение на работу, а потом пришли инвесторы с карьером. Резкая проверка СЭС. Прямо в середине лета детей вывезли и здравницу закрыли", - вспоминает депутат местного горсовета Александр Смолов, встречающий у входа вместе с другими судакчанами.
Люди вспоминают период четырехлетней борьбы и с волнением рассказывают о событиях последних недель:
"Я случайно узнал о новой встрече судакских чиновников с представителями "Крымнеруда", бросил работу, поехал. Меня не пускали. Все же сумел попасть в зал. И вот мы узнаем, что компания не отступает от своих намерений по добыче щебня! Им вроде бы отказывают, но если есть однозначное решение, то зачем эти встречи?", - задается вопросом местный общественник Вазген Ермоловский.
Общественность и бизнес
Этот вопрос адресуем главе администрации Судака Игорю Степикову, который рассказывает следующее:
"Представители "Крымской нерудной компании" чисто по-человечески попросили организовать встречу. Заплатив кучу миллионов рублей на выкуп лицензии и организацию подготовительных разведработ, они говорят, что не знали о необходимости советоваться с общественностью, и теперь просят дать им возможность компенсировать расходы, поработав хотя бы год. Говорят, что согласны на любые условия, обещают вести работы невзрывным способом".
Итог встречи Степиков называет очевидным. Спешит заверить, что точка в этом вопросе поставлена давно и окончательно.
"Чисто по хозяйственной части я прекрасно их понимаю – собственник защищает свой бизнес. У него все официальные разрешения и документы. Но рядом – садовые товарищества, живут люди. Поэтому все сказали однозначное "нет". Тем более, есть решение главы Крыма. Мы так и ответили, что как бы ни хотели помочь, однозначно отказываем и пускай нас рассудит суд", – заключил мэр Судака.
Суды и деньги
Обратившись на сайт Арбитражного суда РК, видим, что речь идет об иске ООО "Крымская нерудная компания" к главе Крыма Сергею Аксенову. В заявлении истец просит признать незаконным распоряжение главы республики об отмене приказа Минэкологии на выдачу лицензии. В ходе ряда заседаний суд оставляет без удовлетворения иски компании, однако "Крымнеруд" не сдается и следующее слушание назначено на 13 апреля.
"Очевидно, от своих интересов они не отступятся", - считает местная общественница Эльвира Короткова, которой тоже удалось поприсутствовать на встрече с "Крымнерудом" в судакской мэрии.
"То, что они просят зайти всего на год, смешно. Во-первых, изначально им была выдана лицензия до 2036 года. Во-вторых, для того, чтобы собрать весь камень, нужно вырубить лес, загнать технику, на это тоже нужно время. Звучало, что республика возвращает 44 млн. рублей (размер внесенного платежа за пользование недрами – ред.). Я спросила, почему они не хотят забрать деньги. Представитель компании ответил, что их расходы составили около 200 млн. Причем, по нашим данным, там есть банкротные дела. Они в такой ситуации, когда будут идти до конца".
Кстати, "Крымнерудов" несколько. Один из них был зарегистрирован в Симферополе. Его владелец - некая Людмила Владимировна Геранина – в 2019 году обратилась в Арбитраж с заявлением о признании себя банкротом. Чуть раньше симферопольское ООО было ликвидировано. Руководил им Владимир Геранин.
Пытаемся поговорить с представителями судакского ООО, которые в течение нескольких дней готовятся обозначить корреспонденту РИА Новости Крым свою позицию, но в итоге от комментариев отказываются, заявляя, что "пока не готовы обсуждать эту тему".
Законная лазейка: что позволило начать строительство в Форосском парке >>
"Нет состава преступления"
"Мы предполагаем, что "Отважный" уничтожен целенаправленно и интересы "Крымнеруда" кто-то лоббирует. А вообще у меня какой-то диссонанс: сейчас рассказывают, что в Форосе будет детский лагерь. Но ведь столько лагерей уничтожены по всему побережью. Только в Судаке шесть!" – возмущен еще один судакский активист Дмитрий Джигалов.
Догадки общественников подтверждают в мэрии Симферополя. Туда мы звоним по одной причине: лагерь "Отважный" – симферопольское муниципальное предприятие.
"Есть данные, что директор лагеря Сергей Моляров действовал по инструкциям "Крымской нерудной компании". Были сделаны экспертизы, по которым износ зданий составляет 65% и их нецелесообразно восстанавливать. На сессии Симферопольского горсовета было вынесено решение о ликвидации МУП "Отважный". Потом по протесту прокуратуры решение было отменено, но уволенный Моляров не передал нам уставные и бухгалтерские документы. Поэтому мы не могли предоставить отчетность в налоговую, и теперь уже наше предприятие ликвидировано налоговым органом", - рассказывает РИА Новости Крым заместитель главы администрации Симферополя Эмиль Мамедиев.
Проходим мимо старых советских корпусов и видим современные, построенные всего несколько лет назад. Кое-где в санузлах еще сохранились новенькие душевые кабины, а вот уличный бассейн разобран по камешку. Неподалеку врастает в землю то, что осталось от автобуса ПАЗ – на нем ребят вывозили к морю…
"В столовой было новое дорогое оборудование – пароконвектоматы, жарочные шкафы, везде стояла добротная мебель, даже постельное белье оставили. Конечно, немедленно все украли!" - говорит Вазген Ермоловский.
Он показывает заявления, которые направлял в полицию. И ответы: "Уголовное дело открыть нельзя. Состава преступления нет".
Денег нет, но…
Дата следующей встречи пока не определена, но в Симферополе уверяют, что итог новых переговоров не может быть иным. Сегодня речь идет о восстановлении лагеря.
"Сейчас есть несколько вариантов развития событий. Первый – участие в госпрограммах. Кроме того, по нашей инициативе Росимущество рассматривает вопрос о том, чтобы своими силами возобновить деятельность лагеря. И третий вариант – у нас есть инвестор и готовая дорожная карта, где прописана поэтапная подготовка предприятия к концессии", - говорит Мамедиев.
Такие обещания хоть и вселяют надежду, но оставляют множество вопросов. Один из главных - обеспечение сохранности имущества.
По его словам, после сигналов местных жителей о фактах хищения в лагере была проведена инвентаризация, акты переданы правоохранителям, но и на этот раз в возбуждении дела было отказано.
"Темой занялась прокуратура, но я сейчас не готов сказать, на каком этапе это дело. Кстати, мы неоднократно обращались к Молярову, с ним общались и правоохранители – уставные документы он не отдает. Говорит, они у "Крымнеруда", а в компании уверяют, что у Молярова".
РИА Новости Крым будет следить за развитием ситуации. Как один из вариантов высказывалась идея придать земле под "Отважным" рекреационное назначение. Что исключит появление карьера. В администрации Симферополя с этой необходимостью соглашаются, но констатируют, что на проведение кадастровых работ денег пока нет.