СИМФЕРОПОЛЬ, 24 сен – РИА Новости Крым. Наталия Назарук. Черноморскую афалину по кличке Кася уже полгода пытаются спасти от гибели в иранском дельфинарии и возвратить в родной Крым. Ученым и правозащитникам, которые пытаются вернуть ее домой, похвастаться нечем: дельфин по-прежнему томится за рубежом. Зато в это время в Крыму, на территории Карадагской научной станции силами ученых, волонтеров и неравнодушных людей со всей России успели почти наполовину построить специальный реабилитационный бассейн для черноморских дельфинов. Как операция по спасению одной афалины превратилась в создание центра по возвращению к жизни и других морских млекопитающих, выяснял РИА Новости Крым.
Что "болит" у Черного моря: ученый рассказал о тревожных симптомах>>
От мечты – к делу
О том, как в море от рук человека гибнут сотни живых существ, как задыхаются запутавшиеся в полиэтилене черепахи и морские котики, как умирают в нелегальных отстойниках выловленные для "зрелищ" дельфины и киты, мы вспоминаем всего пару раз в год – например, во Всемирный день моря, который традиционно отмечается 24 сентября. Но есть те, кто об этом помнит постоянно. Их работа – спасать животных, о которых больше некому позаботиться.
Иногда от отчаяния и безысходности они во всеуслышание просят помощи у всех неравнодушных. И тогда случается чудо: люди вспоминают о сострадании и понимают, что могут сделать мир чуть лучше, если просто помогут одному живому существу. Когда набираются десятки, сотни таких людей, вместе у них получается решить те задачи, за которые часто не решаются взяться органы власти.
Яркий пример тому – история черноморской афалины Каси, которая уже несколько лет в плохих условиях живет в иранском дельфинарии. Еще в марте сотрудник филиала Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского – Карадагской научной станции – Ирина Логоминова рассказывала о том, что дельфин, которого в 2011 году незаконно выловили в Керченском проливе, буквально может погибнуть от одиночества. Афалина до сих пор жива во многом благодаря усилиям российского ветеринарного врача, который находится вместе с ней в Иране. К сожалению, вывезти Касю, которую нынешний владелец готов отдать бесплатно, не получается уже более полугода, несмотря на десятки писем, отправленных зоозащитниками в различные российские федеральные структуры.
Флейтист из России выступил перед американскими дельфинами>>
Тогда же возникла и другая проблема: если дельфина перевезут в Крым, где его держать? Сразу в море – верная смерть. К другим дельфинам, живущим в дельфинарии Карадагского заповедника, без карантина тоже нельзя. Срочно нужен был отдельный водоем, в котором пережившее стресс животное могло адаптироваться к новым условиям и пройти "изоляцию". Так и появилась идея построить специальный бассейн-передержку.
"Необходимость в таком объекте давно назрела: во время изучения черноморских видов дельфинов нередко встает вопрос об оказании помощи нуждающимся животным, которые, бывает, выбрасываются ослабленные на берег, или осиротевшим детенышам. Такой объект нужен – для оказания медицинской помощи, для передержки и временного нахождения животных с последующей их реабилитацией. И конкретный случай с Касей подтолкнул к решению этой проблемы: возникла идея по установке карантинного бассейна", - пояснила Ирина Логоминова.
С миру по нитке
Лиха беда начало: как только за создание карантинного бассейна взялись всерьез, сразу нашлись и помощники.
"Проект бассейна со специальным куполом над ним – это совместная идея организации "Орцинус", сотрудников Института биологии южных морей, Карадагской биостанции и одного крымского конструкторского бюро, которое взялось сделать проект, - перечислила Ирина Логоминова. – Нужно было построить бассейн, а над ним защитный купол".
Исчезающая "улыбка" моря: Крым может лишиться дельфинов навсегда>>
Проект бассейна, а тем более его строительство – работа дорогостоящая: быстро получить такие деньги из государственного бюджета просто невозможно, для заповедника или научного института суммы тоже оказались неподъемными.
"Мы сделали волонтерский проект, организовали открытый сбор средств, и все желающие помогли собрать нужную сумму, - делится биолог. – Сейчас благодаря этим людям построен купол и продолжается строительство бассейна: предстоят работы по стяжке. У нас есть материалы, мы только ждем расчеты по проекту, которые подтвердят, что эта конструкция выдержит давление воды".
До окончания строительства осталось совсем чуть-чуть. Если расчеты сотрудников ИнБЮМа подтвердятся, то волонтеры быстро соберут каркас бассейна из специальной влагоустойчивой фанеры, которая будет стянута специальным "панцирем" из стальных тросов и арматуры.
"Впереди у нас еще вкладыш для устилки дня и стенок бассейна, который тоже стоит довольно дорого. Как только это будет сделано, мы подключим к бассейну систему насосов для подачи морской воды и ее циркуляции – это все уже готово", - пояснила Ирина Логоминова.
Прокуратура требует закрыть дельфинарий Севастополя из-за нарушений>>
Карантинный бассейн будет рассчитан на одновременное нахождение двух-трех дельфинов. "Очередь" уже есть.
"Кроме Каси, которую, надеемся, нам все-таки удастся вернуться домой, мы надеемся зfбрать дельфина из Краснодарского края: его два года назад конфисковали в пользу государства, по этому делу уже прошли все суды, но он уже два года находится в том же дельфинарии, из которого был конфискован, - рассказывает биолог. – Просто потому что его некуда деть. Если бы был готов наш бассейн, такого вопроса не возникло бы".
Спасение и изучение
Карантинный бассейн не только может помочь морским биологам Кара-Дага спасать от гибели пострадавших дельфинов, но и возвращать их после реабилитации в естественную среду. В планах у ученых – добиться расширения охранной зоны в акватории вокруг Карадагского заповедника и создать охранный аквальный комплекс – заповедную зону в Черном море, где дельфины могли бы в безопасности жить и восстанавливать популяцию.
"Кара-Даг – идеальное для этого место: здесь заповедные территории – это не только суша, но и акватория, здесь действуют ограничения и по рыболовству, и по рекреационному туризму, и по движению морского транспорта, - перечислила Ирина Логоминова. – Если эту зону расширить, создав аквальный комплекс с соседними акваториями, это место может стать самым защищенным для проживания дельфинов".
Спасенные черноморские млекопитающие, по мнению биолога, можно было бы выпускать в открытое море группами численностью минимум по четыре особи. Меньшим числом нельзя: дельфины – социальные животные и вряд ли смогут выжить поодиночке. А в ходе совместной реабилитации могли бы возникать новые социальные группы дельфинов, а в последующем – и новые семьи.
"Это одна из главных задач и с точки зрения науки: это позволит изучать поведение дельфинов в социальных группах на примере животных, которые пройдут полную адаптацию и будут благополучно выпущены в море, - надеется ученый. – А мы уже сможем в естественной среде наблюдать, как они живут, пути их миграции, развитие семьи, рождение новых детенышей, формирование и распределение новых семей. Это бесценные данные, поскольку вся нынешняя литература уже устарела: мы сейчас пользуемся данными еще советских времен".
Зачем дельфины выпрыгивают на берег в Крыму – мнение ученого>>
А ценнее всего то, что создание центра реабилитации как нельзя лучше отвечает тем самым научно-просветительским целям, которые и прописаны в российском законодательстве, и смогут не на бумаге, а в жизни сохранить и, может, частично восстановить одну и драгоценностей Черного моря – краснокнижных черноморских афалин.