Ольга Леонова, РИА Новости Крым
Удивительный полуостров. Удивительный во всем, и поэтому нет к нему равнодушных. Приехавшие активно хвалят его природу и красоты, историческое наследие и так же энергично, активно ругают местных – неумехи, безалаберные, безответственные, расслабленные, ленивые… Местные в ответ придумали ловкое слово для обозначения всех и сразу недовольных: понаехавшие.
Эта война длится уже давно. Ну как давно – 40 тысяч лет точно.
Крым и "понаехавшие": взаимодействие или противостояние?
Принесли они с собой
А начиналось так… Жили-были неандертальцы. Да-да, у нас в Крыму. Жили, найдены стоянки. И тут к ним пришли кроманьонцы. Научили родину любить, заставили развиваться куда-то... По ходу, правда, практически истребили.
И немножко навели его на месте, как всегда делали педантичные римляне.
Но потом в Европе случилась беда – началось великое переселение народов. Крым не остался в стороне (он вообще редко остается в стороне). Готы и гунны прокатились конницей, за ними пришли предприимчивые хазары.
Несколько веков все было нормально, и вот снова понеслось – сначала монголо-татары, потом приплыли генуэзцы, а они тогда мощно двигали Европу к новым векам, организовали торговые колонии на Великом шелковом пути.
Кого не перебили, тех ассимилировали, научили говорить на татарском, влили красивую восточную кровь.
И все было бы тихо, и столицей крымских ханов был бы Бахчисарай, если бы не Екатерина Великая и Потемкин. Снова все завертелось – греков частично вывезли, завезли русских и других греков, а также поляков, немцев, эстонцев, болгар (после гонений на болгар от Турции), армян (после гонений на армян от Турции), снова итальянцев – чтобы торговать - и еще Бог весть сколько народов понемножку. Всех привлекал Крым.
Едва они подружились…
А почему б не привлекать – земля есть, горы есть, море есть, порты построили, база русского флота в Севастополе, торговля – Феодосия и Керчь.
И все вроде уже подружились и переняли манеры друг друга. Один сосед другого приветствует на татарском, а татары верят в целительные силы православных источников.
Но снова-здорово – Крымская война, и снова все на дыбы. И Севастополь – один из главных городов русской славы. И, на удивление, никто не косится с подозрением на итальянцев.
Только все устаканилось - снова бунт, теперь уже внутренний: 1917 год поставил на дыбы всю Россию. Белые погнали красноармейцев, красноармейцы белых, флаг над полуостровом менялся как в калейдоскопе. Опять же не обошлось без террора – и красного, и белого – а как без него в таких серьезных случаях. Опять кого не перебили, тот умер от голода или эмигрировал, не желая разделять новую идеологию совершенно другой, какой-то уже чужой страны.
И снова поехали, строить и жить
Передача Крыма Украине после развала СССР по счастью обошлась без расстрелов и резни, как у ряда соседей. Но моральный осадочек у жителей полуострова остался. Сюда понавезли: вывески - на украинском, документы – на украинском, идеи – чуждые, лица – чужие. Началась идейная перековка. Но закаленные за много веков крымчане (а если вы внимательно читали, что написано выше – на самом деле дикий сплав кровей, мнений, языков и культур!) мало гнулись и совсем не ломались.
Затем Украина отхлынула, вернее, ее немножко подвинули. Не без помощи самих крымчан.
И сейчас вот – уже окультуренный и еще по-прежнему дикий бизнес ринулся покорять теперь уже бывший украинский Крым. Люди из больших городов заходят в Крым зачастую хозяевами мира, как раньше рыжеватый с холодными глазами англичанин или чернявый идальго приезжали в страны, где много пальм и диких обезьян.
Но если англичане насаждали свои манеры в обертке миссии мировой цивилизации (остатки этого, кстати, остались во многих уголках мира и вполне даже работают), то в случае с Крымом по-разному бывает: кто с добром и ласковым словом, а кто к доброму слову прилагает кулак, чтоб добиться большего.
Коренные понаехавшие
При этом – странное дело – мало кто из самих крымчан может сказать, что еще Бог весть в каком веке его предки жили тут или вот тут. Мало здесь коренных. Все пришлые, переплавленные, прижившиеся, срощенные один с другим незримыми узами островного сознания, такого же, наверное, как в Ирландии и на Сицилии, на Кипре и Сардинии, на Корсике и Кубе. Все время кого-то привлекает местность, все время кто-то норовит прийти и сделать по-своему. Завоевать, в общем.
Крым – особый мир, и психотип крымчан еще не изучен, наверное, потому что слишком мало было времени для мирной и спокойной жизни у полуострова, чтобы заниматься такими мелочами – здесь всегда история пляшет на острие иглы и мировые события носятся над полуостровом, и ветер этот сносит головы.
А вот не надо так с нами
Не, мы не ленивые, не расслабленные и не глупые – мы просто другие. Нам не все равно, если кто-то здесь хочет прорубить тоннель через горы на Южный берег, установить непонятную статую, приехать, покататься по заповеднику на квадроцикле, разнеся немножко краснокнижной фауны, и уехать обратно в свои большие и малые дальние города работать и зарабатывать. Чтобы потом снова зайти к нам в Крым "отдохнуть". Нам не все равно, если нас хотят использовать, или обобрать, получив золото за стеклянные бусы, или загадить нашу землю.
И пусть среди нас нет коренных, мы здесь пустили корни. И если не уедем (или нас не уедут) отсюда, то останемся здесь навсегда. Как, возможно, и многие из вас, кто приехал и проникся удивительным, не похожим ни на какой другой и одновременно похожим на сотни уголков мира краем и его жителями. Со странным островным характером, меняющимся во времени, но остающимся неизменным в корне. В корнях, которых у нас нет, но которые держат нас здесь.