СЕВАСТОПОЛЬ, 8 дек — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. После Второй мировой по репарациям от Германии и ее союзников Черноморский флот получил около 30 боевых кораблей и судов. Но гораздо больше флот пополнился за счет трофеев, которые были захвачены на территории Румынии, Болгарии и Австрии или подняты со дна моря. О таких кораблях и пойдет речь в этой публикации.
Румынские "охотники"
В конце лета 1944 года советские войска без сопротивления заняли главную военно-морскую базу страны – порт Констанца. В результате этой операции Черноморскому флоту достались однотипные эсминцы Regele Ferdinand I и Regina Maria ("Лихой" и "Летучий"), построенные на судоверфи в Неаполе в начале 1930 года.
Это были одни из самых грозных кораблей Румынии водоизмещением 2,3 тыс. тонн, длиной почти 102 метра и шириной около 10 метров. Эскадренные миноносцы были вооружены двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами, четырьмя 120-мм, одним 88-мм и другими более слабыми орудиями и пулеметами. Во время войны корабли сопровождали конвои, участвовали в закладке и расчистке минных полей, боролись с советскими подводными лодками. Участвовали они и в эвакуации войск из Севастополя весной 1944 года.
В 1951 году Советский Союз вернул корабли Румынии, к тому моменту дружественной социалистической стране.
Крым в истории: секреты, факты, фото. Спецпроект РИА Новости Крым >>
Также в Констанце были захвачены однотипные субмарины S I (Rechinul) и S II (Marsuinul). Оба корабля были построены в румынском Галаце и вступили в строй в 1943 году. Основное вооружение – четыре носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппарата. На Черноморском флоте эти корабли длиной 68 метров и шириной около 6,5 метров получили названия ТС-1 и ТС-2 и были отнесены к классу средних подводных лодок.
Первую лодку Советский Союз вернул Румынии в 1951 году, второй субмарине повезло меньше – она затонула в порту Поти в феврале 1945 года в результате взрыва торпеды. "Подводного охотника" подняли, но восстановить не смогли, поэтому в 1950-м разобрали на металлолом.
Помимо средних подводных лодок в главной базе ВМС Румынии были захвачены сверхмалые подводные лодки типа СВ длиной всего 15 метров и шириной три метра, вооруженные двумя 457-мм торпедными аппаратами. Экипаж "малюток" – всего четыре человека. Эти субмарины были переданы Италией правительству Румынии в 1943 году, но прослужили румынам не долго – до лета 1944 года. В состав ЧФ вошли четыре таких корабля: ТМ-4, ТМ-5, ТМ-6, ТМ-7 (СВ-1, СВ-2, СВ-3, СВ-4).
Впрочем, принести пользу ЧФ они не могли из-за неудовлетворительного технического состояния, поэтому были сданы в утиль.
Здесь же была захвачена и румынская плавучая база Konstanta, которая поддерживала боеспособность подводных лодок и катеров. Корабль был построен в Италии и вступил в строй 1931 году. Изначально он был вооружен двумя 102-мм орудиями и двумя 40-мм орудиями. После включения в состав ЧФ судно получило имя "Буг", базировалось в Балаклаве и обеспечивало 155-ю бригаду подводных лодок.
В 1973 году из "Буга" сделали плавучую казарму, а еще через пять лет порезали на металл.
В конце августа 1944 года в небольшом румынском порту Сулина советские войска захватили подводную лодку Delfinul. В отличие от субмарин типа "Т-1", это подводный корабль располагал восемью 533-мм торпедными аппаратами. Субмарина была построена в итальянском Фиуме в 1931 году и до 1936 года входила в состав ВМС Италии. После была продана Бухаресту, а в октябре 1945-го ЧФ вновь вернул субмарину румынам.
В порту Сулина также был захвачен миноносец Sborul. Корабль 1914 года постройки начинал свой путь в качестве миноносца ВМС Австро-Венгрии 81 Т, а в 1920 году был продан правительству Румынии. Миноносец был оснащен двумя торпедными двухтрубными аппаратами калибра 457-мм, 66-мм орудиями и пулеметами. В сентябре 1944 года он вошел в состав ЧФ в качестве сторожевого корабля "Муссон", но через год был возвращен Румынии.
Еще один представитель Австро-Венгрии в составе ЧФ – миноносец 83F. Куплен Румынией в 1920 году и вошел в состав ВМС страны под названием Smeul. Вооружен он был аналогично Sborul. Советские войска захватили корабль в Констанце в августе 1944 года, на Черноморский флот он был зачислен в качестве сторожевого корабля "Торос". Через год его также вернули румынам.
Осенью 1944 года в состав ЧФ был включен румынский минный заградитель Amiral Murgesku, который был захвачен в Констанце. Корабль был построен на румынской судоверфи в Галаце и вступил в строй за год до начала Великой Отечественной войны.
Минный заградитель нес на себе 135 якорных мин, и мог дать бой 102-мм и 37-мм орудиями. Первое советское название корабля – "Дон". С 1945 по 1958 год множество раз менялось предназначение корабля – от учебного корабля, плавучей базы до штабного корабля и плавучей казармы. После этого 30 лет судно служило плавмастерской. Закончился жизненный путь судна на базе "Главвторчермета" в Севастополе.
Французский след
В качестве трофеев ЧФ получил и канонерские лодки французской школы кораблестроения. Речь идет о судах типа "Ангара", которые были построены во Франции в 1916 году.
Корабли, вошедшие в состав французского флота под именами Impatiente, Mignonne, Eugen Friponne, были проданы Румынии в 1920 году. До весны 1944 года они носили имена Sublocotenent Ghigulescu, Capitan Dumitrescu, Locotenent Commandor Stihi, после чего были зачислены в состав ЧФ как канонерские лодки "Ангара", "Аракс" и "Ахтуба".
Два корабля в 1945 году были возвращены Румынии. А "Аракс" подорвался на невытравленной после боевых действий неконтактной мине в районе Одесского морского порта. Его подняли, но восстановлению корабль не подлежал, поэтому его отправили на слом.
Германские акулы
В 1945 году ЧФ получил три немецкие подводные лодки типа IIB - U9, U18, U24. Эти небольшие "подводные охотники" (длина корпуса менее 43 метров, ширина чуть более 4 метров), вооруженные тремя носовыми 533-мм торпедными аппаратами, на троих потопили более 20 боевых кораблей и судов СССР и стан антигитлеровской коалиции.
Все они были построены на судоверфи в немецком Киле в 1935-1936 годах. U9 была потоплена 20 августа 1944 года в гавани румынского порта Констанца в результате налета авиации ЧФ. В начале 1945 года ее подняла аварийно-спасательная служба и отбуксировала в Николаев. Субмарину зачислили в состав ВМФ под названием ТС-16 и начали восстанавливать, но вернуть корабль в строй не удалось. В конце 1946 года лодку исключили из состава ЧФ и разобрали на металл.
Но больше всего Черноморский флот получил германских тральщиков типа KFK – около 30 катеров. Эти небольшие корабли (23 метра в длину и 6 в ширину), вооруженные тралами и орудиями малых калибров, строились в интересах Германии на верфях Болгарии во время войны.
С 1947 года эти катера-тральщики стали активно передавать на гражданский флот в качестве рыболовных траулеров, некоторые становились станциями размагничивания кораблей, рейдовыми или гидрографическими катерами. Почти всех их пустили на лом в 50-х годах прошлого века.
В августе 1944 года советские войска в низовьях Дуная захватили германский тральщик Grafinau. Это корабль был построен в 1942 году как гражданский буксир, но был мобилизован ВМС Германии для боевых действий на Дунае.
Первоначально он был зачислен в состав Дунайской военной флотилии под номером Т-670 и использовался по назначению до конца войны. В 1949 он был переведен на Черноморский флот. С 1956 года работал посыльным катером, затем штабным кораблем, судном связи.
В конце войны Черноморский флот получил более 20 германских быстроходных десантных барж типа F. Эти 50-метровые корабли были вооружены 88-мм, 37-мм и 20 мм орудиями и должны были оперативно доставлять войска к месту высадки.
До конца 50-х годов их использовали в качестве десантных кораблей, сухогрузных барж, учебных судов, а затем разрезали на металл.
Болгарские лодки
Первые два корабля были построены по заказу Германии на заводе DDSG в Будапеште в 1943 году, Nurnberg в этом же году, но в захваченном на Украине Николаеве. Эти суда создавались в качестве военных транспортников, но в результате стали боевыми кораблями ВМС Германии.
КТ-25 в начале 1944 года был переоборудован в корабль противолодочной обороны UJ 110, но в конце мая этого же года вновь возвращается в класс военных транспортников под названием Fheodomer, позже Ganter.
В конце августа 1944 года германское командование передало корабль властям Болгарии. А уже через две недели корабль вошел в состав ЧФ в качестве канонерской лодки "Кубань". В ноябре военные моряки передали судно Черноморскому государственному морскому пароходству как грузовой теплоход. В 1949 году Ganter вновь возвращается на ВМФ в качестве судна аварийно-спасательной службы. До 1968 трудится на Балтике как спасательное судно подводных лодок СС-44. В связи с серьезным износом и постройкой современных спасательных судов вскоре его пускают на лом.
КТ-33 с лета 1943 года становится кораблем противолодочной обороны UJ 107, весной 1944 года – вспомогательной канонерской лодкой Frankfurt. В мае 1944 года корабль подрывается на минном заграждении в низовьях Дуная, но остается на плаву. После ремонта используется как корабль противолодочной обороны UJ 112. В состав ЧФ его зачисляют в качестве канонерской лодки "Терек", а с февраля 1945 судно становится военным транспортником. Свой век немецкий транспортник заканчивает в качестве спасательного судна ЧФ СС-4 в 1960 году.
Во время боев на территории Австрии в 1945 году советские войска захватили в Винер-Нойштадте четыре недостроенные артиллерийские десантные баржи, которые должны были получить германские войска. Их достроили и включили в состав ЧФ в 1947 году.
В 1949 году суда переклассифицировали в десантные корабли – БАД-60, БАД-80, БАД-90 и БАД-100. В 1956 году их отправили на металлолом.