СЕВАСТОПОЛЬ, 25 окт — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. В истории ВМФ России было немало трагедий, в которых переплетались судьбы моряков и кораблей. Но достаточно и других примеров, когда корабль и экипаж связаны узами счастья. Один из таких – спасательное судно "ЭПРОН", которому 25 октября исполняется 60 лет.
Почему не одно поколение членов экипажа называет корабль счастливым, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
"Водолазный крейсер"
С момента постройки "ЭПРОНу" везло — крупные неприятности обходили его стороной. Своему рождению корабль проекта 527 обязан "холодной войне" между странами НАТО и социалистическим лагерем. После Великой Отечественной войны ВМФ СССР ежегодно пополнялся 20-30 надводными кораблями и 8-10 подводными лодками. Уже к середине 50-х годов общее количество подлодок превысили 400 штук, боевых кораблей – 900 единиц. Возникла потребность в создании спасательных судов, которые бы могли оказывать поддержку флоту в океанской зоне.
Разработка первого такого корабля началась в 1953 году, а уже в марте 1957 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве был заложен головной корабль проекта 527, любовно прозванный "горбатым". Флаг аварийно-спасательной службы ВМФ СССР был поднят на судне 25 октября 1959 года.
По меркам существующих спасательных кораблей, которые преимущественно были переделанными трофейными немецкими тральщиками с водоизмещением около 500 тонн, новый корабль был поистине гигантом водоизмещением почти 3,4 тыс тонн и длиной почти 90 метров. Из-за статного вида он получил прозвище "Водолазный крейсер". Корабль мог выполнять все виды спасательных работ – буксировку, пожаротушение, глубоководные водолазные работы.
Изначально спасательное судно проекта 527 было безымянным и дважды меняло номера – "МБ-26" и "СС-26". Только в 1989 году, по ходатайству ветеранов аварийно-спасательной службы ЧФ, получило название "ЭПРОН" (расшифровывается как "Экспедиция подводных работ особого назначения").
Его первым командиром стал легендарный капитан третьего ранга Иван Демидов, который с первого до дня Великой Отечественной войны командовал спасательным судном "Сталинец" и под огнем выполнял задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере.
"Именно Иван Демидов заложил в "ЭПРОН" дух счастливого корабля, традиции товарищества", — уверен Дмитрий Гагин (был командиром корабля в 80-ые годы).
Ветераны судна подчеркивают, что на корабле всегда был очень крепкий и дружный коллектив. Не было ни одного ЧП, аварии или поломки по вине техников.
"Когда командиром "спасателя" был Виталий Юрганов, мы были в походе 419 суток. Все время находились в море, на небольшой площади – палуба длиной 90 метров и шириной 14 метров. 150 человек. За все это время не было ни одного скандала и конфликта. До сих пор продолжаем общаться", — сказал РИА Новости Крым Виктор Кучерявый (служил на судне с 1969 по 1985 год и руководил водолазной командой).
Флотский "везунчик"
"Сила "ЭПРОНа" в его людях, которые всегда любили и уважали свой корабль, в их профессионализме и мастерстве, и, конечно, везении", — делится Гагин.
Даже когда судьба готовила кораблю неприятности, они происходили в самый благоприятный для "ЭПРОНа" момент.
"В 80-ом году мы возвращались в Севастополь после десятимесячного плавания. Зашли в Тартус (база ВМФ СССР в Сирии), начали приводить корабль в порядок, подкрашивать некоторые места – хотелось домой вернуться в хорошем виде. Боцман сделал там парадный трап – дорожку сплел цветную, обвесы. В середине трап был скреплен скобами. Я ему еще говорю, ты проверь, чтобы хорошо приварены были. Подошли в Севастополе к причалу, подали трап. К нам на борт поднялись заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Ермаков, командир бригады Старовойтов, группа высокопоставленных офицеров. Я сделал доклад, что задачи похода выполнили, и они ушли. А после этого один мичман попросился домой — я разрешил. Когда он спускался по трапу, скобы не выдержали, и конструкция переломилась пополам. Мичман с чемоданами оказался в воде. Его и вещи быстро подняли, все закончилось благополучно. Представьте, какой скандал был, если бы трап переломился под адмиралом. Это еще раз говорит о том, что корабль счастливый", — рассказывает Гагин.
Но самая большая удача случилась с кораблем в 1983 году.
"СССР продавал подводную лодку Индии, и индусы запросили вместе с ней еще и спасательное судно. Поскольку "ЭПРОН" на тот момент был самым старым судном 527 проекта, его решили отремонтировать и передать им. Во время ремонта на Севморзаводе выяснилось, что корабль в не очень хорошем состоянии. Пришлось менять часть корпуса, кабельные трассы, каюты. В итоге индусы отказались от корабля, а ЧФ получил новый корабль. Благодаря этому "ЭПРОН" до сих пор в строю – единственный из восьми кораблей серии", — говорит Гагин.
После развала СССР корабль долгое время простаивал. Трагедия с подводными лодками "Комсомолец" и "Курск" заставило командование ВМФ обратить внимание на спасателей. "ЭПРОН" отремонтировали, обновили оборудование и вернули в море.
Последний этап модернизации корабля начался в 2016 году. За последние три года на "ЭПРОНе" обновили водолазный комплекс, благодаря чему снизился риск декомпрессии, оснастили глубоководным необитаемым аппаратом "Пантера+", который способен работать на глубинах до тысячи метров. Корабельную стрелу заменили 12-тонным гидравлическим краном. Судно получило новые дизельные генераторы, опреснительную установку, новое поисковое оборудование, в частности – буксируемый гидролокатор бокового обзора. Корпус тоже отремонтировали.
"ЭПРОН" — единственное судно ВМФ России, которое выполняет практическую подготовку водолазов-глубоководников в морских условиях: благодаря использованию воздушно-гелиевых смесей они могут выполнять работы на глубине до 160 метров, а в экстренных случаях – до 200. А благодаря необитаемым подводным аппаратам, которые несет на себе корабль, работы могут производиться на глубине до 700 метров.
Экипаж корабля уверен, что и следующий свой юбилей "ЭПРОН" встретит в боевом строю.