история лого

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям

Корабль Ангара – он же Hela - в Южной бухте Севастополя

СЕВАСТОПОЛЬ, 7 дек — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Этой осенью бывшую представительскую яхту Черноморского флота "Ангара" отвели в Инкерман для разделки на металл. Что вызвало шквал возмущений в социальных сетях: в утиль отправили уникальный корабль управления подводных сил ВМС фашистской Германии Hela, на котором в свое время побывали высшие руководители третьего рейх – по слухам, включая самого Гитлера.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Корабль "Ангара" – он же Hela

Впрочем, судьба этого "ветерана", полученного СССР по репарации от Германии в конце 1945 года, была предрешена гораздо раньше. В конце 90-х корабль вывели из состава флота, а в начале нулевых продали коммерсантам для переделки в комфортабельное пассажирское судно.

В 2012 году на "13 заводе ЧФ" с "Ангары" срезали все надстройки, а корпус перетащили в Южную бухту, где он стоял до недавнего времени. Сейчас остатки кормы уникальной немецкой яхты еще можно увидеть в бухте. С каждым днем металла на корабле становится все меньше.

"Ангара" – лишь один представитель целой армады кораблей и судов, которые получил Черноморский флот по итогам Великой Отечественной войны. Как сложилась судьба бывших боевых единиц Кригсмарине и союзников Германии, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.

Теплоход Армения
В поисках "Армении"
По итогам войны ВМФ СССР получил в качестве трофеев (включая поднятые со дна) и по репарации более 500 кораблей и вспомогательных судов. Все это добро было разделено между всеми флотами и флотилиями советского государства. Более пятой части всех кораблей досталось Черноморскому флоту. В основном это были представители стран-союзниц Германии – Италии, Румынии, Болгарии, но и без "немцев" флот не остался. В этой публикации речь исключительно о кораблях, полученных по репарации.

Крым в истории: секреты, факты, фото. Спецпроект РИА Новости Крым >> 

Гордость Италии – слезы Союза

Самый известный корабль Черноморского флота – переданный в качестве материальной компенсации по итогам войны линкор Giulio Cesare, гордость итальянских ВМС. В 1949 году корабль получил имя "Новороссийск", стал флагманом Черноморского флота.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Линкор "Новороссийск" - он же Giulio Cesare

Ночью 29 октября 1955 года под корпусом линкора, который стоял в Северной бухте Севастополя, раздался мощный взрыв, в результате которого образовалась большая пробоина Начался сильный пожар. Более 20 часов за корабль боролись моряки, но спасти линкор не удалось. В результате трагедии по разным оценкам погибли от 611 до 800 и более человек.

Спасательное судно Эпрон. Архивное фото
Счастливый "ЭПРОН": 60 лет "водолазному крейсеру" ЧФ
Версий гибели "Новороссийска" было много. Основные две: подрыв на невытравленной после войны донной мине и месть Рима из-за потери Giulio Cesare. По второй версии к линкору могли скрытно подойти на карликовых подводных лодках итальянские боевые пловцы и прикрепить к его борту взрывчатку. Подобный опыт у итальянцев был: так в 1941 году были подорваны британские линкоры "Вэлиэнт" и "Куин Элизабет". Многие ветераны ЧФ склоняются именно к этой версии.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Крейсер "Керчь" - он же Emanuele Filiberto Duca d'Aosta

Пожар на Отважном
"Отважный": 45 лет трагической странице истории Черноморского флота
Примерно в одно время с Giulio Cesare ЧФ получил от итальянцев легкий крейсер Emanuele Filiberto Duca d'Aosta. Корабль вступил в строй в 1935 году и к концу 40-х морально устарел и уступал по ряду характеристик советским легким крейсерам проекта 68-К, включая мощи вооружения – восемь против 12 орудий главного калибра 152-мм. Особыми морскими заслугами Emanuele Filiberto Duca d'Aosta не отличился, и в сентябре 1943 года сдался англичанам на Мальте. В составе ЧФ крейсер получил имя "Сталинград", а чуть позже был переименован в "Керчь". В 1956 году корабль был выведен из боевого состава флота и стал учебным крейсером. Еще через два года – учебным судном ОС-32. В 1959 году бывшего "итальянца" отправили на лом.

В 1949 году итальянцы передали Черноморскому флоту десантные баржи MZ 780 и MZ 781. До 1953-1954 годов они входил в состав кораблей морского десанта, затем использовались в качестве грузовых судов. В конце 50-х годов пошли на переплавку.

Болванки для тренировок

В течение 1949-1950 годов Италия передала ВМФ СССР пять эскадренных миноносцев: достаточно крупные корабли около 100 метров в длину и около 10 метров в ширину, водоизмещением 1,25-1,9 тыс. тонн. Однотипные Fuciliere и Artigliere ("Легкий" и "Ловкий") были построены в итальянском Анконе в конце 30-х годов прошлого века. Основное вооружение – два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 64 морские якорные мины, четыре 120-мм орудия в двух башнях. В составе ЧФ эсминцы служили до конца 1954 года, после чего стали кораблями-целями, а в 60-м их отправили на металлолом.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Эсминец Animoso

Эсминцы Animoso, Fortunale и Ardimentoso были построены во время войны (1942 год) на верфях в Сестри-Поненте и Триесте. В составе ЧФ они получили имена "Ладный", "Летный" и "Лютый". Основное вооружение эсминцев – два двухтрубных 457-мм торпедных аппарата, 20 морских якорных мин, два 100-мм орудия. Как "Легкий" и "Ловкий" они были в боевом составе флота до 1954 года. Бывший Fortunale в конце 1959 года потоплен у мыса Лукулл при выполнении ракетных стрельб, Animoso и Ardimentoso "дают стране металл".

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Эсминец Fuciliere

В 1949 году по репарации ВМФ СССР получает две итальянские субмарины Nichelio и Marea, которые получают названия И-42 и И-41. Первая подлодка была построена в итальянском городе Специя в 1942 году, вторая в Триесте в 1943 году. Marea была длине Nichelio – 77 метров против 60 метров, при этом вооружены они были примерно одинаково – в распоряжении лодок по шесть 533-м торпедных аппаратов, но разные артиллерийские орудия.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Подводная лодка Nichelio

Marea прослужила в составе ЧФ около семи лет, после чего ее превратили в болванку для тренировок водолазов, которые отрабатывали разные виды работ на затонувшей подлодке, а в 1957 году подводный корабль пустили на металл. Nichelio ожидала похожая участь – ее утилизировали в 1958 году.

Германский поток

В течение 1946-1947 годов ВМФ СССР по репарации от Германии получил тральщики серии М, которые были основой минно-тральных сил Кригсмарине. Эти 70-метровые корабли были вооружены тралами и артиллерийскими орудиями, при необходимости могли охотиться и за подводными лодками противника.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Minensuchboot 1935 - немецкий тральщик типа М

На Черноморский флот пришло 12 таких тральщиков, которые получили названия Т-912, Т-913, Т-914 и так далее. Большая часть немецких тральщиков работали по своему предназначению до середины 50-х годов. Затем их стали передавать военным спасателям. Часть кораблей стали учебными, штабными, гидрографическими судами. Многие закончили свой век в качестве мишеней – были затоплены в ходе учений, остальные разделаны на металл.

Металлолом и трагедии: что получил ЧФ по репарациям
Minensuchboot 1940 - немецкий тральщик типа М

В 1946 году в качестве компенсаций ЧФ получил бывший германский паровой рыболовецкий траулер Bahrenfeld. В 1939 году через месяц после постройки его мобилизовали, вооружили и назначили учебным противолодочным кораблем Nogat при школе подводного плавания ВМС Германии в Готенхавене. В 1942 году его переквалифицировали в сторожевой корабль V 1710. В составе ЧФ он недолго состоял в состав минно-тральных сил под номером Т-925, а с 1947 году был передан гражданскому флоту, где вернулся к делу, ради которого и был построен – ловле рыбы. В 1968 году судно разделали на металл.

В 1946 году советскими тральщиками стали еще три бывших немецких рыболовецких траулера, которые ВМС Германии во время войны использовали в качестве противолодочных кораблей Pregel, Warthe и Spree. В составе ЧФ в качестве тральщиков они прослужили около года, после этого вернулись к рыбному промыслу, а в конце 60-х пошли на слом.

Восстановленные после войны башни береговой батареи №30. В отличие от оригинальных башен, которые комплектовались двумя стволами, новые располагали тремя стволами
Гибель скальных линкоров: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.5
В 1946 году в состав ЧФ вошло германское патрульное судно охраны рыбных промыслов Elbe в качестве плавучей базы "Терек". Но через три месяца судно было передано медико-санитарному отелу Черноморского флота для обустройства плавучего госпиталя. В конце 50-х судно передали на Каспийское море, где оно некоторое время числилось плавсредством полигона №306, а затем выполняло функции плавучей казармы. В 1962 году его порезали на металл.

Еще один германский "моряк" - Franz E. Schutte. Этот корабль вошел в состав Кригсмарине в 1940 году в качестве военного транспортника RO 35. Но перед началом Великой Отечественной войны он был переоборудован в сетевой заградитель (ставил сетевые и боновые заграждения против подводных лодок, торпед, подводных диверсантов). На Черном море этот стометровый корабль прослужил до 1961 года, после чего его разобрали на металлолом.

Плавучая база ЧФ "Донец" – бывший германский конвойный корабль Hille, который был построен в 1918 году и вошел в состав ВМС Германии в качестве тральщика М 60. В конце 50-х "немца" отправили в утиль.

Крым в истории: секреты, факты, фото
Загрузка...
Популярное
09:5613.08.2020Удвоенным темпом: сводка за сутки по ситуации с COVID в Крыму
00:0013.08.2020Какой сегодня праздник: 13 августа
10:3613.08.2020С дистанцией и в классах: как в Крыму пройдут линейки 1 сентября
12:2113.08.2020Зачем Чубарову открывать границы с Украиной - мнение крымских татар
08:0413.08.2020Смерть афалины: что кроется за гибелью краснокнижного дельфина в Крыму
13:3813.08.2020"Украина до поросячьего визга боится, что РФ придет на войну": эксперт
Эфир
Наверх