СЕВАСТОПОЛЬ, 7 дек — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Этой осенью бывшую представительскую яхту Черноморского флота "Ангара" отвели в Инкерман для разделки на металл. Что вызвало шквал возмущений в социальных сетях: в утиль отправили уникальный корабль управления подводных сил ВМС фашистской Германии Hela, на котором в свое время побывали высшие руководители третьего рейх – по слухам, включая самого Гитлера.
Впрочем, судьба этого "ветерана", полученного СССР по репарации от Германии в конце 1945 года, была предрешена гораздо раньше. В конце 90-х корабль вывели из состава флота, а в начале нулевых продали коммерсантам для переделки в комфортабельное пассажирское судно.
В 2012 году на "13 заводе ЧФ" с "Ангары" срезали все надстройки, а корпус перетащили в Южную бухту, где он стоял до недавнего времени. Сейчас остатки кормы уникальной немецкой яхты еще можно увидеть в бухте. С каждым днем металла на корабле становится все меньше.
"Ангара" – лишь один представитель целой армады кораблей и судов, которые получил Черноморский флот по итогам Великой Отечественной войны. Как сложилась судьба бывших боевых единиц Кригсмарине и союзников Германии, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Крым в истории: секреты, факты, фото. Спецпроект РИА Новости Крым >>
Гордость Италии – слезы Союза
Самый известный корабль Черноморского флота – переданный в качестве материальной компенсации по итогам войны линкор Giulio Cesare, гордость итальянских ВМС. В 1949 году корабль получил имя "Новороссийск", стал флагманом Черноморского флота.
Ночью 29 октября 1955 года под корпусом линкора, который стоял в Северной бухте Севастополя, раздался мощный взрыв, в результате которого образовалась большая пробоина Начался сильный пожар. Более 20 часов за корабль боролись моряки, но спасти линкор не удалось. В результате трагедии по разным оценкам погибли от 611 до 800 и более человек.
В 1949 году итальянцы передали Черноморскому флоту десантные баржи MZ 780 и MZ 781. До 1953-1954 годов они входил в состав кораблей морского десанта, затем использовались в качестве грузовых судов. В конце 50-х годов пошли на переплавку.
Болванки для тренировок
В течение 1949-1950 годов Италия передала ВМФ СССР пять эскадренных миноносцев: достаточно крупные корабли около 100 метров в длину и около 10 метров в ширину, водоизмещением 1,25-1,9 тыс. тонн. Однотипные Fuciliere и Artigliere ("Легкий" и "Ловкий") были построены в итальянском Анконе в конце 30-х годов прошлого века. Основное вооружение – два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 64 морские якорные мины, четыре 120-мм орудия в двух башнях. В составе ЧФ эсминцы служили до конца 1954 года, после чего стали кораблями-целями, а в 60-м их отправили на металлолом.
Эсминцы Animoso, Fortunale и Ardimentoso были построены во время войны (1942 год) на верфях в Сестри-Поненте и Триесте. В составе ЧФ они получили имена "Ладный", "Летный" и "Лютый". Основное вооружение эсминцев – два двухтрубных 457-мм торпедных аппарата, 20 морских якорных мин, два 100-мм орудия. Как "Легкий" и "Ловкий" они были в боевом составе флота до 1954 года. Бывший Fortunale в конце 1959 года потоплен у мыса Лукулл при выполнении ракетных стрельб, Animoso и Ardimentoso "дают стране металл".
В 1949 году по репарации ВМФ СССР получает две итальянские субмарины Nichelio и Marea, которые получают названия И-42 и И-41. Первая подлодка была построена в итальянском городе Специя в 1942 году, вторая в Триесте в 1943 году. Marea была длине Nichelio – 77 метров против 60 метров, при этом вооружены они были примерно одинаково – в распоряжении лодок по шесть 533-м торпедных аппаратов, но разные артиллерийские орудия.
Marea прослужила в составе ЧФ около семи лет, после чего ее превратили в болванку для тренировок водолазов, которые отрабатывали разные виды работ на затонувшей подлодке, а в 1957 году подводный корабль пустили на металл. Nichelio ожидала похожая участь – ее утилизировали в 1958 году.
Германский поток
В течение 1946-1947 годов ВМФ СССР по репарации от Германии получил тральщики серии М, которые были основой минно-тральных сил Кригсмарине. Эти 70-метровые корабли были вооружены тралами и артиллерийскими орудиями, при необходимости могли охотиться и за подводными лодками противника.
На Черноморский флот пришло 12 таких тральщиков, которые получили названия Т-912, Т-913, Т-914 и так далее. Большая часть немецких тральщиков работали по своему предназначению до середины 50-х годов. Затем их стали передавать военным спасателям. Часть кораблей стали учебными, штабными, гидрографическими судами. Многие закончили свой век в качестве мишеней – были затоплены в ходе учений, остальные разделаны на металл.
В 1946 году в качестве компенсаций ЧФ получил бывший германский паровой рыболовецкий траулер Bahrenfeld. В 1939 году через месяц после постройки его мобилизовали, вооружили и назначили учебным противолодочным кораблем Nogat при школе подводного плавания ВМС Германии в Готенхавене. В 1942 году его переквалифицировали в сторожевой корабль V 1710. В составе ЧФ он недолго состоял в состав минно-тральных сил под номером Т-925, а с 1947 году был передан гражданскому флоту, где вернулся к делу, ради которого и был построен – ловле рыбы. В 1968 году судно разделали на металл.
В 1946 году советскими тральщиками стали еще три бывших немецких рыболовецких траулера, которые ВМС Германии во время войны использовали в качестве противолодочных кораблей Pregel, Warthe и Spree. В составе ЧФ в качестве тральщиков они прослужили около года, после этого вернулись к рыбному промыслу, а в конце 60-х пошли на слом.
Еще один германский "моряк" - Franz E. Schutte. Этот корабль вошел в состав Кригсмарине в 1940 году в качестве военного транспортника RO 35. Но перед началом Великой Отечественной войны он был переоборудован в сетевой заградитель (ставил сетевые и боновые заграждения против подводных лодок, торпед, подводных диверсантов). На Черном море этот стометровый корабль прослужил до 1961 года, после чего его разобрали на металлолом.
Плавучая база ЧФ "Донец" – бывший германский конвойный корабль Hille, который был построен в 1918 году и вошел в состав ВМС Германии в качестве тральщика М 60. В конце 50-х "немца" отправили в утиль.