Рейтинг@Mail.ru
Самые редкие профессии Крыма: как работает художник-мозаичист - РИА Новости Крым, 28.07.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Руки рабочего - РИА Новости, 1920
Проект о людях редких профессий "Штучная работа"
Самые редкие профессии Крыма: как работает художник-мозаичист

Мозаичист восстанавливает старые советские мозаики из любви к искусству

© Дмитрий МакеевРаботы мозаичистов можно встретить не только в храмах, но и на выставках современного искусства
Работы мозаичистов можно встретить не только в храмах, но и на выставках современного искусства
Читать в
MaxДзенTelegram
Крым - это не только знаменитое Ласточкино гнездо, Аю-Даг и теплое море. Это еще и люди, наши современники в том числе. На полуострове живут и работают крымчане редких профессий, таких, которых даже в каталоге специальностей не встретишь - настолько бывают специфичны их умения. О них - в спецпроекте РИА Новости Крым "Штучная работа".
Из небольших кусочков рождается целое, из элементов – цельная картина. Человек редкой профессии несколько лет назад после путешествий по миру собрал в чемоданчик кусачки, щипцы, мастихины и молотки и приехал в Крым, чтобы здесь остаться и восстанавливать красивое. Его мастерская – одновременно в гараже и всамых величественных храмах. Знакомьтесь, Игорь Гладких – мозаичист, он рассказывает нам о своей работе.

От Помпей до наших дней

Мы с супругой сначала несколько раз к Крыму присматривались. А в 2020 году собрались, посадили в машину кота и приехали с Урала.
Я по образованию дизайнер, поступал в Свердловский архитектурный институт, а выпустился уже из Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В молодости о ремеслах почти не задумывался, у нас тогда только-только пошли компьютеры, руками я работал разве что аэрографом. А когда жил в Болгарии, мне понравилось витражное ремесло, которым я до сих пор тоже занимаюсь. Мозаика и витраж похожи тем, что для них можно использовать отходы от визуального производства. Только витраж работает на просвет, а мозаика - на отражение света.
Мозаика – это монументальное искусство с достаточно высокой себестоимостью. Первые мозаики, кстати, были из подножных природных материалов. В прямом смысле слова - из гальки, например.

До нас многие античные мозаики дошли за счет того, что они делались на полу. Города разрушились, сгорели, стены упали сверху и сохранили пол. Через тысячелетия эти полотна раскопали, а мозаика в земле как новенькая. До сих пор находят мозаики Геркуланума, Помпей….

Руки без маникюра

Есть такое выражение: "мозаика – живопись тысячелетий". Советский Союз - это наша античность, Древний Рим. Интересно, что в СССР мозаики были в основном вертикальные, агитационные. Им исполнилось уже по 60-50 лет, цементные смеси, которыми они закреплены, состарились, видна деградация. То есть смальта еще в нормальном состоянии, а по полотну постучишь и чувствуешь, "бухтит" это место, может пласт отойти. То есть нужна консервация, а потом уже, если есть средства, - и восстановление. В Таганроге есть мозаика Ильича, почти копия большого мозаичного изображения Ленина Ильича в Сочи. Это изображение было закреплено на металлических основах, они проржавели, Ильич упал лицом вниз. Возможность его поднять и реконструировать есть, но с этим должны разбираться местные власти.
Руки у меня вот от сколов немного побиты. В нашем деле наманикюренных рук не бывает, особенно, если надо камушки подточить. Раньше делали большие мозаики, рассчитанные на восприятие издалека, они сделаны достаточно грубо, крупными элементами. Сейчас в ходу мозаики декоративные или храмовые, которые требуют мелкого модуля, приходится колоть много.
© Дмитрий МакеевМозаичист Игорь Гладких из Перми переехал жить и работать в Крым
Мозаичист Игорь Гладких из Перми переехал жить и работать в Крым
1 из 8
Мозаичист Игорь Гладких из Перми переехал жить и работать в Крым
© Дмитрий МакеевИз этих кусочков сложится мозаика
Из этих кусочков сложится мозаика
2 из 8
Из этих кусочков сложится мозаика
© Дмитрий МакеевМозаичные наброски
Мозаичные наброски
3 из 8
Мозаичные наброски
© Сергей Мельник

Одна из мозаичных икон Игоря Гладких

Одна из мозаичных работ Игоря Гладких
4 из 8

Одна из мозаичных икон Игоря Гладких

© фото предоставлено Игорем ГладкихТаких котиков из старой битой плитки Игорь по велению души делает на улицах Севастополя
Таких котиков из старой битой плитки Игорь по велению души делает на улицах Севастополя
5 из 8
Таких котиков из старой битой плитки Игорь по велению души делает на улицах Севастополя
© Фото из социальных сетей Игоря ГладкихРабота Игоря Гладких для природного парка "Птичья гавань" в Омске
Работа Игоря Гладких для природного парка Птичья гавань в Омске
6 из 8
Работа Игоря Гладких для природного парка "Птичья гавань" в Омске
© Фото из социальных сетей Игоря ГладкихВитражная икона работы Игоря Гладких на одной из выставок в Севастополе
Витражная икона работы Игоря Гладких на одной из выставок в Севастополе
7 из 8
Витражная икона работы Игоря Гладких на одной из выставок в Севастополе
© Фото предоставлено Игорем ГладкихВитражный маяк. Работа Игоря Гладких
Витражный маяк. Работа Игоря Гладких
8 из 8
Витражный маяк. Работа Игоря Гладких
1 из 8
Мозаичист Игорь Гладких из Перми переехал жить и работать в Крым
2 из 8
Из этих кусочков сложится мозаика
3 из 8
Мозаичные наброски
4 из 8

Одна из мозаичных икон Игоря Гладких

5 из 8
Таких котиков из старой битой плитки Игорь по велению души делает на улицах Севастополя
6 из 8
Работа Игоря Гладких для природного парка "Птичья гавань" в Омске
7 из 8
Витражная икона работы Игоря Гладких на одной из выставок в Севастополе
8 из 8
Витражный маяк. Работа Игоря Гладких
Мозаика в советском остановочном павильоне - РИА Новости, 1920, 14.07.2024
Типовые или мозаичные - оставят ли в Крыму советские остановки

Украшение храмов

В прошлом году мы с супругой работали над мозаиками Владимирского собора в Херсонесе. Это для меня большой опыт.

Если раньше Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывал и провел несколько лет лицом вверх, весь заляпанный краской, то сейчас не надо так мучиться – есть специальные технологии: можно спокойно работать в мастерской, а потом уже непосредственно монтировать по месту.

Наша задача была грамотно расшить швы, чтобы они не были заметны. Теперь, когда в Севастополе бываю, захожу в собор, и даже не верится, что мы такой объем забабахали. Это очень здорово.
А вообще считаю, что российские мозаичисты в последнее время здорово подковали свое мастерство. Сначала выкладывали мозаики для храма св. Саввы в Белграде, потом был главный храм вооруженных сил в Кубинке – масштабная работа. И, нарастив там мускулатуру и наработав опыт, приступили к Владимирскому собору в Херсонесе. Очень заметно, что с каждым новым объектом исполнительское мастерство наших мастеров растет. А вот так, чтобы вот как в старое советское время был большой гражданский заказ от государства, такого пока нет, и я думаю, что в советском масштабе его и не будет. Сейчас у нас в моде некий минимализм, лофт, мозаика в нем будет выглядеть чужеродной.
Сейчас художник-мозаичист работает в основном в храмах и, возможно, в богатых частных домах. Еще просят меня сделать монументальные мозаичные вывески своих заведений – ресторанов или магазинов, санаториев. Но в основном делаю небольшие художественные изделия размером с картину, переносные.

Курортная мозаика

Крым очень здорово украшен мозаикой, особенно по ЮБК и Евпатории. Тут настоящий музей мозаики. В СССР была большая государственная культурная задача по всему черноморскому побережью - от Грузии и до Одессы включительно – создавать мозаики. Это как ни крути византийская, южная история. Но интересно, что по всему остальному СССР мозаика в основном выполняла идеологический заказ: картины гражданской войны, взвейтесь – развейтесь.

В Причерноморье же идеологические мозаики тоже были, но в основном здесь они создавались художниками в общем гуманитарном направлении: родители с младенцами, спорт, дельфинчики, парусники, медузы, уборка яблок в саду, лебеди, олени. Она вне времени.

Той же Евпатории, когда она масштабно застраивалась, выделялись достаточно большие средства, чтобы украсить не очень яркую архитектуру и подчеркнуть курортную направленность города за счет мозаики.
В Крыму люди выросли в окружении этих мозаик, и теперь они их не замечают. Ощущение, что чего-то не хватает приходит к ним тогда, когда на месте красивой остановки появляется безликая коробочка здания из стекла и металла. Сейчас из крымской мозаики многое в угрожающем состоянии, и очень много объектов мы уже успели потерять. У меня есть своеобразный музей фрагментов снесенных объектов. Прогресс не остановить: дороги надо расширять, строить тоже, безусловно, надо. Считаю, что не все мозаичные произведения достойны сохранения. Есть хорошего, высокого уровня, а есть сделанные какими-то передвижными бригадами. Тут, как в любом искусстве, есть шедевры, а есть откровенная халтура. Но ведь существуют новые технологии по переносу мозаичных полотен. Эти технологии можно и нужно применять в Крыму. Например, сейчас делают федеральный курорт "Золотые пески" между Саками и Евпаторией. По проекту, старую дорогу между этими городами будут переносить. И как раз по этой дороге стоят мозаичные остановки, которые не хотелось бы потерять. Например, несколько остановок с лебедями – есть в синей гамме, а есть в более теплой. Или остановка "Сольпром".

Мозаичный парк советского периода

Я не первый человек, кстати, который заинтересовался темой сохранения крымской мозаики. У нас есть небольшая инициативная группа, в ней есть люди, которые работают с грантами, с властями, умеют договорится, разговорить, заинтересовать, что не всегда у меня получается. Моя задача - работать руками: пилить, колоть смальту...
Есть мысль создать парк советского периода с мозаиками. Я готов этим заниматься, но без какой-то финансовой или административной поддержки не получится. Какое-то понимание в местных муниципальных властях есть, но там все вязнет в согласованиях. А частный собственник мозаики на своих объектах не воспринимает как произведение искусства, они ему просто мешают.
У меня нет цели, после которой я смогу почивать на лаврах и сказать себе, что моя миссия выполнена. Мозаика – это процесс.
Это не как у художника Иванова: он сколько лет писал "Явление Христа народу" и потом сказал, что можно и мыть кисти. У меня недавно был достаточно серьезный юбилей, а я до сих пор многому учусь и многое подсматриваю у коллег. Знаете, что приятно? В нашем деле появилось молодое поколение, есть заинтересованные люди. Они делают мозаику из современных, совершенно не мозаичных материалов, например, из старых клавиш от компьютерных клавиатур, из бумаги, даже из меха.
Самые интересные и важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен и ВКонтакте. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала