Рейтинг@Mail.ru
65 лет назад в Крыму запустили троллейбусное движение – как это было - РИА Новости Крым, 08.11.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
РИА Новости Крым  - РИА Новости, 1920
Эксклюзивы РИА Новости Крым
65 лет назад в Крыму запустили троллейбусное движение – как это было

В Крыму отмечают 65 лет "Крымтроллейбусу" и самой длинной горной трассе Европы

Читать в
ДзенTelegram
СИМФЕРОПОЛЬ, 8 ноя - РИА Новости Крым. Любителям долго поспать утром ни в коем случае нельзя работать водителем троллейбуса. Потому что им приходится вставать даже не на рассвете, а ночью. Григорий Михайлович Шевердин, чтобы не опоздать, просыпается в три часа. В половине шестого ему надо прибыть на работу, получить допуск у врача, взять поездной журнал – и за руль. В "Крымтроллейбусе" он работает уже 47 лет.
Зато в дороге можно встречать умопомрачительные крымские рассветы. За полвека Григорий Михайлович насчитал немало и рассветов, и закатов – это когда работаешь в вечернюю смену. Вместе с ним на трудовую вахту выходит более трех тысяч человек – большая армия "Крымтроллейбуса", который в ноябре отмечает свой 65-летний юбилей.
Если посчитать, сколько за 65 лет было встречено рассветов и закатов, то получится почти 24 000. Львиную долю из них вместе с коллективом встречал Григорий Шевердин. За доблестный труд в течение почти полувека 8 ноября 2024 года ветеран "Крымтроллейбуса" отмечен высокой наградой - "Герой Труда Российской Федерации".

С чего все начиналось

7 октября 1959 года в Крыму был запущен первый троллейбусный маршрут. И ходил он не по горной трассе "Симферополь – Ялта", как многие думают, а по маршруту №1 в крымской столице – от железнодорожного вокзала до микрорайона Марьино (сейчас он идет дальше, до самого Ангарского перевала).
В том же году был запущен троллейбус до Алушты, в то время как строительство горной трассы от Алушты до Ялты еще продолжалось. День выхода первой машины на междугородную трассу и стали считать днем рождения троллейбусного движения на полуострове.
В 1977 году, демобилизовавшись из армии, на работу в "Крымтроллейбус" пришел молодой Григорий Шевердин. Закончив курсы водителей, он в апреле 1978 года вышел в свой первый рейс по маршруту №4 "Марьино – Центральный рынок". Когда стал опытнее и выше водительским "классом", перешел на междугородную трассу "Симферополь – Алушта - Ялта". А там в это время ходили те самые "Шкоды", которые сейчас уже стали легендарными.
- Чешские "Шкоды", конечно, для своего времени были очень хорошие, приятно было с ними работать. Ну а потом уже, при Украине, когда им замены никакой не было, то уже было совсем нехорошо, конечно. А украинские "ЮМЗы" приходили, производства Южного машиностроительного завода в Днепропетровске, так на тех вообще толком невозможно было работать. "Богданы" были лучше, это одно из последних поступлений было при Украине.
Однако "Богданов" было мало. В советские годы троллейбусное управление каждый год получало 25-30 новых машин, а за 24 года в составе независимой Украины их пришло всего 157.

Эволюция "рогатых"

Городские троллейбусы семидесятых были суровы. Во-первых, в них не было отопления. Совсем. Никогда. Даже в кабине водителя. Кондиционеров в них тоже не было, но советские пассажиры были люди покладистые и не жаловались.
- Были такие троллейбусы, что холодно в кабине, не говоря уже о салоне. Отопления в городских троллейбусах не было вообще. На трассе было, но если трассовый троллейбус давали на город иногда, то даже наказывали, если мы включали печи в салоне. Потому что он электроэнергии больше потреблял.
Междугородняя линия "Симферополь – Алушта - Ялта", запущенная в ноябре 1959-го года, быстро стала визитной карточкой Крыма. Еще бы – дорога протяженностью 86 километров была и остается самой длинной в Европе горной троллейбусной трассой. Билеты на эти троллейбусы продавались на железнодорожных вокзалах Советского Союза вместе с билетами на поезда в Крым. А если не поскупиться и доплатить тридцать копеек, можно было проехать с особым комфортом на экскурсионном троллейбусе с профессиональным гидом. И все части тела в тепле.
Но был у чешских троллейбусов один существенный недостаток – у первых машин марки "Шкода–8тр" головки токоприемников, которые установлены на "рогах", имели деревянную вставку. Если "рога" слетали с линии – а на горном серпантине это происходило довольно часто – деревянная деталь ломалась и уходила в крутое пике.
Приходилось возить с собой "запаску", чтобы не искать ее всем троллейбусом ночью где-нибудь над пропастью во ржи. Поэтому кулибины из депо "Крымтроллейбуса" - инженеры Юрий Байда и Александр Пекелис разработали новую откидную головку, которая прикреплялась к штанге шарниром и не ломалась.
Так появилась модель, которую стали использовать в Советском Союзе и затем во всем мире.
Современные троллейбусы гораздо легче в управлении, рассказывает Григорий Михайлович. За годы в составе России был обновлен почти весь парк троллейбусов.
- Управление, конечно, легче и удобнее, чем было раньше. Ну а чтоб наглядно показать, то вот смотрите – сейчас у нас две педали внизу, а в старых моделях было три. Отдельно был пневмотормоз и электротормоз, а здесь они совмещены, вначале электротормоз идет, а потом пневмо - выбрасывает воздух.
Современные троллейбусы низкопольные, более удобные для пассажиров, особенно для мамочек с детьми и людей на колясках. А в старые, напоминает водитель, надо было подниматься на две высоких ступеньки.

Взгляд на жизнь из кабины

- Больше всего в своей работе я люблю, что приходится быть постоянно в движении. Нравится наблюдать из окна, как меняется окружающая обстановка, как меняется город. Что-то где-то построили, отремонтировали, открыли. Кажется, вчера ехал – было одно, а сегодня уже другое. Хоть и ездишь вроде по одному маршруту туда-сюда, а видишь все равно разное.
Сейчас Григорий Михайлович работает в основном на "пятерке" и "семерке". Большая часть этих маршрутов проходит по одному пути, и многих своих пассажиров водитель помнит в лицо. А если кого-то долго нет – даже волноваться начинает, не случилось ли чего.
- Меня тоже многие узнают, здороваются, "спасибо" говорят в конце, - улыбается он.
Самое сложное, признается он, - это следить за движением. В семидесятых годах машин было гораздо меньше и ездить проще.
- А сейчас такое движение, что только и смотри. Надо и за дорогой следить, и наверх тоже на контактный провод глаза подымать, и в пассажирский салон, чтобы не прищемить дверями, чтобы все оплачивали проезд. В общем, крутить головой на 360 градусов.
Сейчас в "Крымтроллейбусе" работает уже маленькая династия Шевердиных – диспетчером на конечной станции "Свобода" в Симферополе работает старшая дочь Григория Михайловича Ирина. Коллектив сейчас, в основном, молодой, приходится их учить, помогать, если поломались на трассе.
- Бывает, что-то подскажешь, если видишь, что молодой. Где-то остановишься, поможешь. Работа такая у нас.
На вопрос, чего бы он хотел пожелать себе и родному коллективу в день профессионального праздника, Григорий Михайлович отвечает:

- Чтобы друг к другу относились по-человечески, и все. А что еще надо? Водитель и так на пределе, движение такое сложное. Чтобы просто уважали труд водителя.

Самые интересные и важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен и ВКонтакте. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube.
Читайте также на РИА Новости Крым:
Памятник троллейбусу вернули на Ангарский перевал после реставрации
Как в Крыму решить проблему нехватки водителей автобусов
В Крыму прорабатывают новые транспортные маршруты
Троллейбус на крымской горной трассе. Видео
На троллейбусе через перевал в Крымских горах, не выходя из дома
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала