Наталья Дремова
В прошлом крымчане тоже искренне верили в волшебное действие "лекарств", которые готовились из подручных средств, и препаратов с сомнительной пользой.
Для кишечника и кожи
В 1817 году таврический губернатор Александр Лавинский получил письмо из Императорского вольного экономического общества. К нему обращались с просьбой: добыть и переправить несколько фунтов сухого растения, известного в Крыму как кораль. Для опытов. Настойка его, уточняли специалисты общества, вроде останавливает самый сильный… понос. Кораль уже испытывали в морском госпитале, больной начал поправляться. "Но сего лекарства стало ему на два дня... главный доктор тех госпиталей пожелал иметь оного для вторичного опыта".
Губернатор озадачился консультацией известного ботаника Христиана Стевена. Тот доложил: видимо, имеется в виду растение кермек, которого полным-полно в степи. Некоторые травники, действительно, используют его настойку от кишечных расстройств, а кожевенники применяют для обработки шкур.
Врачебная управа принялась выполнять приказ губернатора. Откомандировала в Евпаторийский уезд лекарского ученика Шендрыкова. Тот вернулся с добычей, и пять килограммов растения отправили в экономическое общество. Оттуда немедленно пришла благодарность губернатору и робкое замечание: это не то растение! Лекарский ученик набрал в степи сорняка курая, которое еще называют перекати-полем. А оно годно разве что на растопку. Губернатор замечанию внял, снова распорядился. И всего-то через год и три месяца общество получило чудо-траву.
Но по Евпаторийскому уезду уже пошли слухи о замечательных свойствах кермека. Ведь дважды на его поиски выезжали по приказанию первого лица губернии. Значит, найдено средство, который вылечивает практически все. И кермек стали собирать впрок. И употреблять при разных случаях — от простуды до "малокровия".
Вера в чудо-средство, видимо, угасла сама по себе. После осознания того, что злоупотребление настойкой чревато запорами.
"Скушать в изюме три вши"
"Взяв яйцо от черной курицы, держать днем под изголовьем, а после захода солнца выставлять на звезды, а на третий день скушать вместе со скорлупою", — этот рецепт от любой лихорадки, применяемый крымскими татарами, записал краевед Василий Кондараки.
Городские жители "от боли глаз" - конъюнктивитов и ячменей - применяли, по утверждению Кондараки, сырое мясо, посыпанное мелко истолченными леденцами.
"От крупа и вообще горловых болезней задувают зерно нашатыря с чернильным орешком, от кашля глотают 2-3 зерна черного перца, — перечислял он. — Против горячки катык с чесноком или скушать в изюме три вши. Против чахотки — кусок сот от молодых пчел, белый калган и белый имбирь. Со всего этого сделать отвар, выставить против звезд и пить".
Интересно, что исследователь не нашел ни одного народного средства для желающих похудеть. Неактуально. А вот чтобы потолстеть, предлагался желчный камень вола. Его нужно было распустить в женском молоке и пить натощак три дня подряд.
Сода против диабета
В начале ХХ века первичным звеном сельской медицины в Крыму были бабки-знахарки. Лечили травами, наговорами от всех болезней. Спрыскивали с уголька, мазали больные места гусиным пометом, присыпали табаком, примачивали катыком.
Но даже люди, считавшие себя грамотными и образованными, не могли устоять перед "панацеями". Всплеск спроса на очередное чудо-средство организовывался точно так же, как и сейчас: через СМИ. Газеты рекламировали, печатали отзывы исцелившихся, а продавцы обогащались.
"По данным российских таможен, в Россию ежегодно ввозится всевозможных медицинских препаратов на сумму свыше 16 000 руб. Препараты, широко рекламируемые во всех газетах, находят, таким образом, в России огромный сбыт. В редких случаях эти препараты признаются русскими медицинскими авторитетами. Огромное большинство среди них — продукт заграничного шарлатанства", — писала в 1912 году газета "Русское слово".
Например, осенью 1915 года прошло сообщение: "Journal of Medical Sciences" сообщает об открытии способа радикального излечения от сахарной болезни. Способ этот применялся в лэксайдском госпитале в Кливленде и в балтиморском госпитале Джона Гопкинса. Основным лекарством, употребляемым при лечении, является двууглекислая сода с небольшой примесью соли. В крайнем случае совершаются подкожные впрыскивания".
Уже весной по всей России рекламировались флаконы с "особо приготовленным" раствором соды и соли от сахарной болезни.
Радиоактивные маски для лица
Огромными партиями расходились "лекарства", за которые охотно выкладывали деньги мужчины: от облысения и импотенции. Получали они безвредные сладкие сиропы в красивых пузырьках. Что там по итогу их принятия выросло, история умалчивает…
Намного опаснее были средства, которыми интересовались обеспеченные дамы, желавшие похудеть. В Севастополе рекламные листовки, расписывавшие действие чудо-средства, рассылали по почте. Журналист из редакции севастопольской газеты "Сын Отечества", возмущенный такой наглой атакой шарлатанов, выписал себе пилюли для похудения. И отдал на анализ. Кстати, упаковка пилюль из 75 штук стоила 30 рублей - месячное жалованье молодого чиновника или учителя.
В пилюлях оказались ржаная мука и наркотик…
В 1914 году газета "Русская Ривьера", освещавшая все события на Южном берегу Крыма, рекламировала "Мариенбадские редукционные пилюли от ожирения", средства от геморроя и даже "бесплатные" советы по лечению ревматизма. Конечно же, бесплатный совет завершался предложением приобрести чудодейственные мази.
Начало ХХ века ознаменовалось призраком победы над раком. Появилось новое средство: радиация. И в нескольких российских лечебницах уже рапортовали об успехах радиотерапии. Это позже появится статистика смертей от чрезмерных доз радиации...
Бум моды на радиоактивные пудры, кремы, зубную пасту, даже шоколад, мороженое, чай, сигареты, презервативы и многое другое, пришелся на вторую половину 20-х и 30-е годы прошлого века. До Советского Союза она докатилась в несколько предвоенных лет. Тогда много писали о полезных свойствах радиации. Люди охотно покупали "радиоактивную натуральную" минералку, а в парикмахерских предлагали радиоактивные маски для лица и волос.