Алексей Вакуленко, корреспондент регионального подразделения МИА "Россия сегодня" в Симферополе
Сказка и ГУЛАГ — две вещи несовместные, не правда ль? А вот и нет!.. Пожалуй, когда в Советском Союзе вместо сказки былью сделали Кафку с кошмаром ГУЛАГа, сказка стала еще более волшебной, заоблачной, райской. Как, пожалуй, мир дореволюционного детства графини Марии Капнист, последние, сказочные годы которого прошли в Крыму. Когда в 1920-м на полуостров обрушилась "красная чума", беззаботное детство 7-летней Маши кончилось: ее отца, 45-летнего графа Ростислава Капниста, большевики расстреляли. Фактически без суда и следствия: происхождением не вышел.
О том, как в зрелые годы благодаря советской власти Мария Ростиславовна стала звездой киноэкрана, читайте в материале РИА Новости Крым.
"У вас нет приказа!"
Среднестатистическому советскому юному зрителю 70-х и 80-х годов прошлого века Мария Капнист известна, пожалуй, киновоплощениями злых и чудовищных старух. Как ни жутко это прозвучит, но привлекательную для советских кинематографистов внешность талантливой актрисы сформировал… ГУЛАГ. Не случись в ее жизни лагерного кошмара длиной в 15 лет, не было бы высушенной нечеловеческими муками женщины с выразительным взглядом, а значит, и той фактуры, что так пленила советских киносказочников. Тот самый случай, когда несчастье помогло счастью как режиссеров, с упорством золотоискателя подчас добывающих необходимый редкий типаж, так и благодарных зрителей, в итоге этим типажом завороженных.
Там долго ветр весенний веет,
Гнетет недолго зимний хлад;
В долинах, как янтарь, желтеет
Токайский сладкий виноград.
В январе 1921-го на "зимнем хладе" у горы Алчак расстреляли отца будущей актрисы Ростислава Капниста. Примечательно, что в августе 1914 года, когда Россия вступила в Первую мировую войну, у подножья 152-метровой вершины произошло большое наводнение. Многие тогда, как пишет историк Алексей Тимиргазин, видели в стихийном бедствии знамение.
Из ГУЛАГа на экран
Умерла Мария Ростиславовна от последствий простуды 25 октября 1993 года в Киеве, где проживала с 1956-го. А простудилась она, закаленная лагерными бараками, в больнице, куда попала сбитой автомобилем. Как рассказывала актриса Раиса Недашковская, незадолго до смерти Капнист "успела попрощаться с дорогими ей местами". "Пришла в Дом кино. Сотрудница вспоминала, что, уходя, она несколько раз порывалась зайти в Красный зал. Когда на третий раз та напомнила актрисе, что зал закрыт, ей показалось, что Капнист немного не в себе, — рассказывала Недашковская. — После этого Мария Ростиславовна поехала на киностудию имени Довженко, обошла все павильоны, собрала охапку осенних листьев и, переходя дорогу с четырехполосным движением, попала под автомобиль… Она еще в "скорой" шептала: "Водитель не виноват…".