МОСКВА, 17 авг — РИА Новости Крым. Уже неделю российский танкер "Механик Погодин" заблокирован в порту Херсона, экипаж опасается захвата судна силовиками. Киев ищет законные основания, чтобы оставить себе "добычу". Но захват танкера грозит серьезными последствиями. Ответ России на предыдущий подобный инцидент практически парализовал украинское мореходство в Азовском море. Подробнее — в материале РИА Новости.
Танкер как добыча
"Механик Погодин" был блокирован в Херсоне 10 августа. Администрация порта ссылалась на кодекс торгового мореплавания Украины и письмо от пограничников. Экипажу из 12 россиян не предъявили никаких требований. Задержание объясняли тем, что судовладелец значится в украинских санкционных списках.
Очевидно, Киев рассматривает танкер как добычу. Украинский чиновник Борис Бабин — находящийся в Киеве представитель президента Украины в так называемой Автономной республике Крым — уже успел оценить размер "улова". "Как мне сказали в СБУ, ориентировочная стоимость танкера — до семи миллионов условных единиц", — отметил он.
Уполномоченный Верховной рады по правам человека Людмила Денисова подтвердила, что суд Херсона рассмотрит вопрос об аресте танкера. Однако на данный момент соответствующее ходатайство не поступило.
"Ситуация подразумевает изъятие имущества", — раскрыл намерения властей Бабин. А ситуация, по его словам, такая: судно под российским флагом зашло во внутренние воды Украины и вело "скрытую диверсионную деятельность". Представитель Киева также заявил, что дело "Механика Погодина" должно быть передано в суд.
Уполномоченный Верховной рады по правам человека Людмила Денисова подтвердила, что суд Херсона рассмотрит вопрос об аресте танкера. Однако на данный момент соответствующее ходатайство не поступило.
В апреле в порту Южный Одесской области украинский суд арестовал судно Sea Breeze, приписанное к порту Туапсе. Киев объяснял, что так заставляет судовладельца возместить ущерб от добычи песка в Черном море с шельфа, который украинское правительство считает своим.
С точки зрения международного права
Специалист по морскому праву, управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин" Кирилл Маслов объясняет, с какими сложностями столкнулся Киев в этом деле.
"Задержание судна "Норд" было неправомерным с точки зрения международного и российского права. Но для Киева это было связано с ситуацией вокруг Крыма и основывалось на нарушении порядка въезда на так называемую оккупированную — по законодательству Украины — территорию. А вот оснований для задержания танкера "Механик Погодин" просто невозможно представить. Судно не нарушало украинского запрета на вход в крымские порты, прибыло в Херсон из российского Волгодонска с грузом нефтепродуктов", — объясняет юрист.
Специалист по морскому праву, ведущий юрист компании "Мадрок" Гаджи Гаджиев также полагает, что Киев ищет основания для ареста российского танкера. "Существует единственный документ, регламентирующий арест судов, — это международная конвенция, — подчеркивает он. — Официальное обоснование задержания — наличие судовладельцев в санкционном списке Украины. Насколько это законно, сказать сложно. В любом случае для ареста, согласно конвенции, должно быть исключительно судебное решение. Иное задержание судна невозможно", — уточняет Гаджиев.
"У нашей армии на море есть только дуля"
В мае западнее мыса Тарханкут сторожевик "Аметист" задержал украинское рыболовецкое судно из Очакова. Украинцы осуществляли "незаконный промысел камбалы-калкана сетными орудиями лова в исключительной экономической зоне Российской Федерации". Экипаж доставили в Крым — для участия в процессуальных действиях.
После этого украинские рыбаки из Геническа, Скадовска и Железного Порта боялись выходить в море на лов. Цена на рыбу в прибрежных регионах резко поднялась.
Желание Киева доставить неприятности Москве сдерживает Соглашение о сотрудничестве в Азовском море и Керченском проливе, подписанное в 2004-м. Согласно этому документу, Азовское море признается внутренними водами двух государств.
Неприятную для Киева правду сформулировал заместитель министра Украины по вопросам "оккупированных" территорий Георгий Тука. "У нашей армии на море есть только дуля, и вы прекрасно это знаете. Мы не можем противостоять российскому военному флоту", — сказал чиновник. И выступил с предложением: пусть украинские суда в Азовском море сопровождает конвой ООН или НАТО. Иных способов досаждать соседу и оставаться безнаказанным у Киева, видимо, не осталось.