СИМФЕРОПОЛЬ, 10 мая – РИА Новости Крым. Многие знают, что российско-сербские отношения имеют весьма богатую историю. Еще в XIII-XV веках, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, сербские правители поддерживали русский монастырь Святого Пантелеймона (Руссик) на Афоне. Во время правления Петра I сербы и черногорцы активно поступали на государеву службу. Намереваясь сделать Россию великой морской державой, император пригласил специалистов из Дубровника (Рагузы), Герцеговины, Черногории, которые уже к тому времени были знамениты богатыми морскими традициями. В мае 1807 года первый отряд русской армии под командованием генерал-майора Ивана Исаева вступил на землю Сербии, чтобы поддержать местных жителей, жаждущих освобождения родины от турок. Отряд Исаева вместе с отрядом сербского воеводы Миленко Стойковича нанес турецкой армии поражение у села Штубник, а затем произвел осаду крепости Неготин.
Портрет героя
Будущий воевода и один из лидеров Первого сербского восстания Миленко Стойкович родился в 1769 году в селе Кличевац (ныне община Пожаревац). В 1804 году он лично участвовал в ликвидации четырех дахиев (янычарских предводителей), которые захватили власть в Белграде.
В августе 1805 года стал одним из героев Битвы при Иванковце — победы сербских повстанцев во время Первого сербского восстания. В июне 1807 года способствовал переправе русских войск на правый берег Дуная. Как следует из написанного тогда же письма предводителя Первого сербского восстания Карагеоргия русскому военачальнику Ивану Михельсону, автор послания и Миленко Стойкович "с неизмеримым уважением и величайшею благодарностию" приняли в дар от российского императора, "всемилостивейшего покровителя сербского народа" Александра I переданные через русского консула в Дубровнике Иеремию Гагича две драгоценные сабли.
Жизнь в изгнании
После ссоры с предводителем Первого сербского восстания против Османской империи Карагеоргием и старейшинами в 1811 году Стойкович был изгнан из Сербии и нашел убежище в России, где получил пенсию и имение в Крыму.
Осознав, что содержать гарем на расстоянии ему не по карману, он освободил наложниц и дал им денег, которых должно было хватить на то, чтобы начать свободную жизнь. С собой в Россию военачальник забрал только одну женщину по имени Катинка, на которой позже женился.
На эту должность местное дворянство из своих рядов выбирало соискателя, который назывался капитан (земский капитан). В случае одобрения губернатором он утверждался в должности земского исправника на три года. Нижний земский суд в лице земского исправника отвечал за порядок в уезде, сбор налогов с крестьян, проводил предварительное следствие и осуществлял дворянскую опеку. Таким образом, под его юрисдикцию подпали одновременно крестьяне и дворяне.
Также в составленном видным историком, археографом и генеалогом Николаем Чулковым "Русском провинциальном некрополе" упоминается Яков Михайлович Живко-Миленко-Стойкович (1798-1894), гвардии штабс-капитан, который был захоронен на городском кладбище Евпатории.
В комментарии РИА Новости Крым военный историк Сергей Ченнык с высокой долей вероятности допустил, что он может являться родственником национального героя Сербии.
Эксперт согласился с тем, что отчество Михайлович может быть связано со своеобразным прочтением русскоязычными крымчанами имени Миленко. "Очень похоже. Вполне даже можно допустить. Возможно, что это родственники, — отметил Ченнык. — И хотя Стойкович — достаточно распространенная сербская фамилия, для Крыма такое совпадение — весьма редкое. Надо сказать, что не так много сербов в XIX веке по Крыму бегало. Не сказал бы, что десятки: единицы".
Путями памяти
Сербский кинодокументалист Драги Ивич рассказал РИА Новости Крым, что историки, с которыми он консультировался, заверяют: могила народного героя Сербии, воеводы Миленко Стойковича находится на территории Бахчисарая. "Там три кладбища: турецкое, татарское и православное, — рассказывает Ивич. — Еще в 2009 году в городе жил человек, который заботился о кладбище, где, по его же словам, похоронен Стойкович. Но, увы, теперь этого смотрителя там нет".
По словам Ивича, он хотел бы не только снять фильм о национальном герое Сербии, площадками для съемок которого стали бы и крымские просторы, но, прежде всего, найти его могилу, чтобы затем перезахоронить прах героя на родине. "Это самое важное для меня", — признался кинодокументалист.
Со своей стороны военный историк Сергей Ченнык предположил, что найти останки Стойковича будет крайне сложно. "Как эксперту по военной истории мне ни разу не удавалось слышать о том, чтобы какие-то следы его захоронения в Крыму были найдены, — пояснил историк. — Что касается его могилы — думаю, будет сложно ее найти. Слишком много могил вообще утеряно".