СИМФЕРОПОЛЬ, 7 дек — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. В четверг отмечается Международный день гражданской авиации. Колыбелью отечественной авиации считается Коктебель. Именно сюда в 1920-е и 1930-е годы со всего СССР съезжались на соревнования планеристов те, кому предстояло стать основателями советской авиации — Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Олег Антонов. Здесь же с ними соревновался — и как планерист, и как конструктор — будущий основоположник практической космонавтики, в ту пору студент Московского высшего технического училища имени Николая Баумана Сергей Королев. Потрясенный возможностью космоплавания, с юных лет смысл своей жизни он видел в том, чтобы "пробиться к звездам".
Каждый из этих молодых гениев пробивался к своим звездам через тернии. Не только образные, но и вполне реальные густые заросли терновника, который растет в Коктебеле.
Отдохнуть и потрудиться
"Я предложил подняться на гору Узун-Сырт (ныне — гора Клементьева — авт.). Мы немного отклонились от пути, поднялись на гору. Я предложил Волошину бросить в поток шляпу. Он ее бросил. И против ожидания она не упала вниз, а, наоборот, поднялась кверху, перелетела через наши головы и упала где-то сзади нас… Волошин был в восторге. Он сразу понял, что такое восходящие потоки", — вспоминал Арцеулов.
Арцеулов возглавил оргкомитет Первых всесоюзных планерных испытаний, которые решили провести в Коктебеле. Они состоялись осенью 1923 года. В ходе испытаний планера в сентябре 1924 года здесь погиб планерист Петр Клементьев. В память о нем Узун-Сырт переименовали в Гору Клементьева. Через четыре года на планерные состязания в Крым из Москвы прибыл будущий отец советской космонавтики Сергей Королев. По дороге в Коктебель он заехал в Алупку, где со своими родителями отдыхала его будущая супруга Ксения Винцентини. По словам их совместной дочери Наталии, там отец пробыл 5 дней, в течение которых молодые купались в море, любовались Воронцовским дворцом и парком, совершали прогулки в Симеиз, а по вечерам, сидя на скалах, созерцали небо и звезды.
состязаний и было выбрано именно это место. Когда в Коктебель стали приезжать планеристы, Максимилиан Александрович Волошин всячески помогал им, а Арцеулову подарил свою акварель с видом Узун-Сырта и надписью: "Дорогому К. К. Арцеулову, зачинателю Узун-Сырта". Эта акварель теперь хранится в Доме-музее Волошина в Коктебеле", — рассказывает Наталия Королева.
Первые планерные соревнования запомнились Сергею Павловичу многократно повторявшимися толчками землетрясения, чей очаг располагался под морским дном, южнее Ялты, и был вытянут вдоль побережья полуострова. К счастью, одноэтажный кирпичный дом, в котором поселили конструктора, устоял под натиском стихии.
Осенью 1928 года он снова встретился с Ксенией, которая на этот раз отдыхала вместе с родителями в доме отдыха "Вилла роз" в Алуште. Проведя с возлюбленной считанные дни, окрыленный идеями, снова отправился в Коктебель, где на время соревнований поселился в одной комнате с инженером Петром Флеровым.
На VI Всесоюзных планерных состязаниях в октябре 1929 года Королев с триумфом выступил не только как планерист, но и как конструктор. Причем полет на собственном планере совершил сам. Отзывы о полете были опубликованы в журналах "Авиация и химия" и "Наука и техника". В последнем издании отмечалось: "Говоря об интересных полетах, нельзя не упомянуть об эффектном полете т. Королева на планере "Коктебель" в течение 4 часов 19 мин. Этот полет сопровождался красивыми виражами".
По пути назад в Москву конструктор решил заехать на один день в Одессу. В город, где Королев провел детство и юность, он отправился из Феодосии на пароходе "Ленин". По пути написал письмо матери.
"Отсыпаюсь вдоволь и досыта любуюсь морем. Приятно побыть одному среди такого количества воды, тем более, что я первый раз совершаю такое "большое" морское путешествие, — признавался он. — Вчера еще, когда мы шли вдоль крымского берега, я все время торчал на палубе и не мог глаз отвести от крымских гор, окутанных лиловатым туманом. До чего изумительно красивы их громады с каймой из белых облаков на вершинах! Места все страшно знакомые, порою узнаешь отдельные камни и скалы, на которых бывал так недавно. Хорош все-таки Крым — воистину здравница всесоюзная, точно громадный сад, омываемый морем".
В сентябре 1932 года Королев с Ксенией Максимилиановной, уже официальной супругой, отдыхали в Судаке. По дороге пара заехала в Севастополь, где осмотрела исторические места и сфотографировалась у памятника генералу Эдуарду Тотлебену и участникам обороны Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов.
От "Коктебеля" к "Венере-1"
В Крым Королев вернулся после Великой Отечественной войны, пройдя через многолетний ад репрессий и кропотливой работы в конструкторских бюро тюремного типа. Примечательно, что конструктора, в 1938-м по ложному доносу обвиненного во "вредительстве", реабилитировали из-за отсутствия состава преступления в апреле 1957 года, за полгода до запуска первого в истории искусственного спутника Земли. "Звонкие позывные" последнего, по словам Королева, "разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества".
Создатель советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой в космической отрасли державой, Королев вспомнил о побережье восточного Крыма как месте для проведения тогда еще будущими космонавтами тренировок по приводнению.
Вместе с академиком Мстиславом Келдышем Королев предложил, а ЦК КПСС и Советское правительство в декабре 1959-го приняли решение, создать в Евпатории Центр дальней космической связи. В июне 1960 года Генштаб Вооруженных Сил СССР выпустил директиву о формировании Центра. В рекордные сроки в районе сел Витино и Песчаное (сегодня это территория Сакского района) военные построили две площадки — передающую и принимающую. В феврале 1961 года, менее чем за 2 месяца до исторического полета Юрия Гагарина, ЦДКС приступил к управлению первой в мире автоматической межпланетной станцией "Венера-1". Тогда же в Крым вылетели Королев и Келдыш. Самолет с академиками приземлился на военном аэродроме в городе Саки, что в 20 км от Евпатории. Оттуда на автомобиле советские пионеры космической отрасли отправились в Центр. На берегу моря в селе Витино располагались "домик космонавтов", пансионат и небольшая гостиница. Королев неоднократно приезжал в центр. Стол, за которым работал ученый, сегодня представлен в экспозиции музея ЦДКС, как и настольная лампа, что освещала "путь" идеям конструктора. До конца 1970-х годов из евпаторийского Центра дальней космической связи осуществлялось управление всеми советскими космическими аппаратами.
В один из последних визитов в Крым (возможно, последний) "главный конструктор", как при жизни называли засекреченного Королева советские СМИ, посетил "Артек". На фото, сделанном 18 июля 1965 года на Центральном стадионе лагеря, Сергей Павлович сидит рядом с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Через полгода, спустя пару дней после дня рождения, 59-летний "безымянный" академик умрет на операционном столе — и родится героическая легенда о советском человеке, который первым в истории проложил дорогу в космос.