Врио губернатора Севастополя утвердил новый состав Правительства >>
Особенно активно вопрос всенародных выборов главы города поднимали депутаты из группы бывшего спикера Заксобрания Алексея Чалого, используя его как инструмент борьбы с "неугодным" для них губернатором Сергеем Меняйло. Впрочем, даже после перевода Меняйло на должность полпреда в Сибирском федеральном округе и назначения врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова вопрос прямых выборов главы региона не ушел с повестки дня. 3 октября 2016 года депутаты из группы Чалого внесли в Законодательное собрание проект закона, который касался прямых выборов губернатора.
"Народный суверенитет, который прописан у нас в конституции, безусловно, через прямые выборы глав субъектов РФ осуществляется в непосредственном и явном виде. Хотя и другой вариант, когда Законодательное собрание выбирает из тех кандидатур, которые представлены президентом РФ, это тоже демократическая норма, и она имеет право на существование. Но нам все-таки кажется, что норма, когда севастопольцы будут выбирать главу субъекта, будет больше удовлетворять их потребностям…", — сказала она.
В Севастополе назначили пятерых "материковых" вице-губернаторов >>
По мнению Екатерины Алтабаевой, в случае поддержки прямых выборов губернатора голосование можно провести уже осенью следующего года. "После того как будут отрегулированы все законодательные нормы, можно будет говорить о планировании процесса, но поскольку у нас в РФ обычно для выборов предполагается единый день голосования, мне так кажется, что это будет уже в 2017 году", — отметила спикер Заксобрания Севастополя.
Врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников также высказался в поддержку прямых выборов севастопольского градоначальника. Об этом он сказал во время круглого стола по обсуждению законопроекта "О внесении изменений в Устав города Севастополя".
"Что касается прямых выборов, то, подписывая это письмо (правки к законопроекту от правительства – ред.), я напрямую сформулировал свою личную позицию – это прямые всенародные выборы, не депутатами Законодательного собрания, а жителями города Севастополь", — отметил Овсянников.
Севастопольский писатель Платон Беседин уверен, что залог успеха для города-героя вовсе не в том, как именно будут выбирать губернатора.
"Я думаю, что необходимо подходить к этому вопросу с двух сторон. С одной стороны, конечно, прямые выборы нужны. С другой, безусловно, нет. Почему? Севастопольцы ждут, что они сами смогут выбирать своего губернатора. Мы помним, что при Украине одна из главных претензий севастопольцев к центральной власти была в том, что мэра назначали, а не выбирали. С другой стороны, Севастополь не так давно в законодательном смысле стал Россией и, безусловно, есть разного рода трудности. К сожалению, усилиями некоторых людей Севастополь из "точки сборки" новой России превращен в "точку разборки". Здесь очень серьезные мировоззренческие, политические и социально-экономические конфликты. Поэтому я боюсь, что прямые выборы сейчас в данных условиях могут привести к возрастанию противоречий, к ухудшению и дестабилизации ситуации", — отметил Беседин.
"Что касается лично моего мнения, меня удивляет спешка (принятия решения о прямых выборах губернатора – ред.). Я не верю в то, что можно идеально провести выборы. Я считаю, что ответом на этот вопрос может быть прямое назначение президентом. Тогда у президента будут рычаги управлять на губернатора, которому поручили возглавить город", — считает Маркина.
Председатель севастопольской организации союза журналистов России, кандидат политических наук Сергей Горбачев уверен — всенародным выборам главы Севастополя быть.
Овсянников: "Бельбек" может стать гармоничным дополнением аэропорту "Симферополь" >>
Депутат Законодательного собрания Севастополя Борис Колесников считает, что точку в вопросе способа определения руководителя города должен поставить народ. "Моя позиция – прежде чем принимать такое решение, необходимо провести общественные слушания и спросить мнение людей. Как люди решат, так тому и быть", — сказал Колесников.
В современной истории России система назначения руководителей регионов менялась несколько раз. Это зависело от вызовов, которые возникали перед государством, рассказал заместитель директора института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов.
Два бывших зама Меняйло ушли из Правительства Севастополя >>
"В самом начале существования РФ – в первой воловине 90-х практиковалось назначение президентом высших должностных лиц. В середине 90-х выборы проходили почти во всех субъектах России. В 2004 году перешли от прямых выборов высших должностных лиц к процедуре наделения полномочиями. Это было следствием теракта в Беслане, который выявил достаточно существенные проблемы в коммуникациях различных уровней власти. Поэтому возникла отчетливая необходимость укрепления вертикали власти. Это была достаточно сложная процедура, которая включала в себя в качестве участников процесса законодательный орган субъекта федерации, президента и партию, победившую на выборах в данном субъекте федерации. Процедура несколько раз менялась, претерпевала некоторую эволюцию", — рассказывает политолог.
"В соответствии с современным российским законодательством субъект федерации может выбрать один из двух вариантов – либо прямые выборы высшего должностного лица, либо процедуру наделения полномочиями, что в настоящий момент существует в Севастополе", — пояснил политолог.
По словам Шаповалова, Крым и Севастополь успешно прошли переходной период интеграции в российское правовое поле. Сегодня ситуация на полуострове спокойна, поэтому выборы руководителей проводить можно.
"Примером Севастополя может воспользоваться и Крым", — считает он.
Его крымский коллега политолог Александр Форманчук парирует: "Вряд ли. Для Республики Крым ситуация в отличие от Севастополя сохранялась на уровне высокой консолидации ветвей законодательной и исполнительной власти. И мы видим, что Владимир Константинов (председатель Госсовета Крыма – ред.) и Сергей Аксенов (глава Республики Крым – ред.) работают в условиях полного доверия друг к другу, координации усилий. Для Республики Крым прямые выборы не являются серьезным первостепенным вопросом".