Временно исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников, ранее работавший замминистра Минпромторга РФ, в интервью РИА Новости рассказал о предстоящих изменениях в законодательной и исполнительной ветвях власти города, а также о том, насколько ожидаемым было для него новое назначении и когда город-герой избавится от финансовой зависимости от центра.
— Ваше назначение для многих стало неожиданностью, но стало ли оно таким для вас? Какие задачи поставлены перед вами на новой должности?
Биография Дмитрия Овсянникова >>
Основные задачи связаны прежде всего с преодолением затруднений, которые возникли в Севастополе при реализации программы его развития. В силу ряда причин этот процесс идет невысокими темпами. Задача — выделить ключевые проблемы, найти пути их решения, сформировать дееспособную команду управленцев, повысить качество работы по выполнению проектов Федеральной целевой программы. Это было прямое пожелание. Оно было подтверждено на недавней встрече с президентом на территории Всероссийского молодежного образовательного форума "Таврида". Кроме этого, Владимир Владимирович Путин поручил вести системную работу над повышением доходов севастопольцев, уделять повышенное внимание развитию внутренней дорожной сети города.
— Уже сделаны первые назначения в новой команде. Когда будет завершено формирование правительства города?
Команда будет формироваться в диалоге со всеми заинтересованными лицами, действующими руководителями, депутатами заксобрания, экспертами.
Я общаюсь с губернаторами российских регионов, у которых есть сильные заместители, с Агентством стратегических инициатив, внимательно изучаю поступающие предложения. Первые назначения уже сделаны: экономический блок будет курировать Илья Пономарев, взаимодействие с общественностью и медиа — Григорий Буйлов.
Критерий отбора кандидатов — профессионализм. Мнение депутатов будет учитываться и при назначении директоров департаментов правительства.
— Есть ли какое-то квотирование по принципу — местный чиновник или из других регионов?
— Вы сказали, что в целом ваше видение развития Севастополя и концепция, которую разделяют депутаты (концепция Чалого), не противоречат друг другу, но требуют пересмотра и актуализации. О чем идет речь, что именно требуется менять?
— Я знаком с концепцией. Хотя она разрабатывалась два года назад, ряд положений я уже активно реализую. Но сегодня необходимо обеспечить ее стыковку с государственными программами.
— Есть ли очевидные противоречия, которые необходимо разрешать в процессе реализации этой программы, допустим с объектами и землями Черноморского флота (ЧФ)?
— Кстати, а как вы относитесь к идее переноса административных учреждений — правительства и Заксобрания — из исторического центра города в нынешнюю банковскую академию (расположена на побережье одной из бухт города)?
— Как к концепции, идее я отношусь к этому положительно. Далее начинаются тонкости. Если площади академии можно использовать для размещения исполнительной и законодательной ветвей власти города при минимальной перепланировке зданий и это позволит разгрузить центр города, это делать необходимо. Сейчас идет проработка такого проекта.
Есть и другой вариант — создание с нуля целого комплекса зданий. Здесь нужно оценить сроки, стоимость, риски проекта. У каждого решения есть свои плюсы и минусы.
— Какие приоритетные для экономики и социальной сферы города якорные проекты можете выделить?
Вторая точка роста — развитие туризма. Мы уже имеем громадный поток туристов, который в два раза превышает пропускную способность наших музеев.
Третье — развитие инфраструктуры, в том числе энергетической. Это реализация проекта национальной технологической инициативы по модернизации инженерной инфраструктуры. Севастополь должен стать победителем этого проекта и реализовать его за несколько лет.
Следующая точка роста — транспортная инфраструктура: дорога от Керчи к Севастополю (трасса "Таврида"), севастопольский морской порт, который мы планируем развивать с оператором — Росморпортом, и аэропорт "Бельбек". Что касается развития аэропорта, необходимо найти компромисс между желанием иметь собственный полноценный гражданский сектор в Севастополе и усилиями инвесторов, строящих новый терминал в Симферополе.
Севастопольцы должны выиграть — либо от строительства своего аэропорта, либо от реализации инвестиционного проекта в Симферополе. Сейчас решение в стадии обсуждения.
Я веду переговоры с несколькими инвесторами, которые также понимают, что ситуация здесь остроконкурентная. Пассажиропоток в "Бельбек" будет максимум полтора миллиона в год, а рядом будет конкурент (аэропорт Симферополь) с пассажиропотоком 7 миллионов и мощностью до 10 миллионов человек в год. Когда появится скоростная трасса "Таврида", оба инвестора окажутся в жесткой конкуренции. Но моя задача — учесть интересы севастопольцев. Например, если будет создана хорошая логистика от аэропорта Симферополя к Севастополю, будут запущены железнодорожные аэроэкспрессы, автобусы, то это также хороший вариант.
— Как вы намерены проводить работу по реализации ФЦП?
Что касается трассы "Таврида", наша задача — получить проект дороги с четкими параметрами и стоимостью. Проектом предусмотрено строительство четырехполосной трассы протяженностью около 260 километров, которая соединит Керчь и Севастополь. Часть трассы протяженностью 34,4 километра находится на территории Севастополя. На всю протяженность дороги правительством Севастополя разработаны проект планировки территории и проект межевания. На проектирование участка в 2016 году в рамках ФЦП выделено 134 миллиона рублей.
— Какова перспектива индустриального парка в Севастополе? Как это будет выглядеть?
— Любой индустриальный парк — это промзона с инфраструктурой для размещения производств: коммунальной, энергетической, транспортной. На такой подготовленной площадке любой резидент может разместить новое производство с минимальными затратами времени и средств. Ранее была утверждена площадка площадью 63 гектара, однако не все земельные вопросы до сих пор решены. Тем не менее уже есть первые предложения от будущих резидентов парка. К примеру, есть готовность предпринимателей из Ставрополья развивать здесь производство ПЭТ тары. Предприятие является одним из крупнейших в России производителей упаковки из полиэтилена и полипропилена. В конце октября руководство предприятия намерено посетить Севастополь, я думаю, мы проведем рабочую встречу, где подробно обговорим этот вопрос.
Инфраструктура парка должна быть готова к концу 2018 года, на эти цели выделено 1,6 миллиарда рублей.
— Есть ли перспективы для увеличения грузопотока и пассажирских перевозок морским транспортом?
У нас есть предварительные договоренности с Росморпортом, который готов взять в управление судоремонтный завод "Южный Севастополь". На его производственной базе будет проводиться ремонт до 100 судов — ледоколов, вспомогательных судов, катеров. Это серьезная загрузка, и не только для военных целей.
— Как сделать экономику города самодостаточной и когда, на ваш взгляд, Севастополь сможет отказаться от федерального донорства? Какова здесь роль предпринимательства?
— В этом году мы уже прирастаем по собственным доходам на 40%, это существенный рост. На сегодняшний день крупнейшими налогоплательщиками являются наши винодельческие предприятия: агрофирма "Золотая Балка", Инкерманский завод марочных вин, Севастопольский винодельческий завод, 13-й судоремонтный завод ЧФ министерства обороны РФ, компания электросвязи "К+ Телеком", производитель мебели "Кедр" и ряд других предприятий. Однако пока расходная часть на 70% финансируется из федерального центра. Можно ли уйти от этой зависимости? В 2017 году, очевидно, нет. К 2020 году — также нет, но существенно снизить эту зависимость, думаю, реально.
— Строительство Соколиненского водохранилища, водозабора и водовода для подпитки Чернореченского водохранилища (Севастополь) вызывает протест жителей Бельбекской долины (Крым). Намерены ли вы обсудить судьбу проекта с руководством Крыма, есть другие варианты решения вопроса?
— Если было принято такое решение, то на это были веские основания. Я вижу основной риск не в том, как все спланировано, а в том, как все исполняется. Необходимо работать с людьми, давать разъяснения. Я планирую обсудить это с руководством Крыма.
— На встрече с депутатами вы предложили Алексею Чалому вновь возглавить заксобрание города. Чем обусловлено это предложение?
Екатерина Борисовна — дипломатичный, грамотный руководитель, способный организовать работу законодательного собрания и активно представлять интересы Севастополя во всех структурах, в Москве.
— Какова судьба проекта, который вызывал немалый резонанс в городе, — выделения земель "Ночным волкам" у горы Госфорта?
— В стадии проработки — как и все земельные проблемы, не нашедшие решений за последние два года. Решения принимались в ручном режиме, процедуры не были утверждены, поэтому мы находимся в ситуации развития многих аналогичных конфликтов.
— Во время подготовки ежегодного байк-шоу они встречались со мной. Александр Залдостанов ("Хирург") упомянул, что ситуация находится в подвешенном состоянии. Я собираюсь разобраться и в рабочем порядке предложить решение.
Мне кажется, в данном случае должен быть найден компромисс по той площади, которая им реально необходима. Нужно садиться и обсуждать все условия, ограничения.
— Страшит ли вас перспектива наложения санкций со стороны стран Запада на вас лично после перехода на эту работу?
— Как можно относиться к этой перспективе, если повлиять на нее невозможно? Никак. Я изначально внутренне готов к работе в любых условиях.