Наталья Дремова
Нина не обижалась, если ее окликали: "Эй, пацан!" Ведь с виду пацан и есть: короткая мальчишеская стрижка, невысокая, худенькая, в тельняшке под шинелью. Слишком юная для своих "солидных" двадцати лет. Она стеснялась, когда нужно было что-то красиво сказать, где-то выступить. Но ее слова "С фашистскими собаками я умею хорошо "разговаривать" языком моего пулемета" стали частью истории.
10 апреля исполняется сто лет со дня рождения Героя Советского Союза Нины Ониловой, девушки-бойца, защищавшей Севастополь.
Крымчане от фашистов спасли десятки невинных жизней: как это было >>
Сирота с курсами пулеметчиков
Про боевую жизнь Нины Ониловой известно немало, последние минуты ее жизни описаны в мельчайших деталях. А вот Нина до войны…
В этой части – лишь скупые строки о том, что родилась Нина Андреевна Онилова в Одесской области, в селе Новониколаевка, в семье крестьянина. Сиротой осталась в 11 лет.
Это было в 1932 году.
Дочь крестьянина, сирота, детдомовка, воспитанная и выращенная государствам — такая биография героине подходила больше. Почему-то не сохранилось отчетливых воспоминаний о ней ни у бывших детдомовских воспитанников, ни у тех, кто работал уже с ней на трикотажной Одесской фабрике. Тихая, незаметная, робкая.
Была, правда, у Нины тайна: еще до войны окончила она курсы пулеметчиков. Только представьте, какой характер надо проявить, чтобы туда пробиться девушке! Вот тебе и тихая, робкая…
Нина, как и ее ровесники, обожала довоенный фильм "Чапаев". Дети и взрослые пересматривали его по нескольку раз, могли дословно воспроизводить диалоги героев: "Ты что ж это, мадам: стрелять надо — а у тебя пулемет заело? — Не заело: ждала, когда подойдут поближе!" Так Чапай отчитывал Анку-пулеметчицу, которая, оказывается, просто избрала свою тактику боя.
"Сожжены в своих домах": документы рассказывают об оккупации Крыма >>
И Нина, которая с началом войны сразу попала на фронт, козырнув справкой об окончании курсов, взяла пример с Анки.
"Впереди застрекотали автоматы, уже слышны крики — чужие незнакомые, — так описывался ее первый бой во фронтовом очерке. — "Ну, давай, начинай", — нетерпеливо кричит Ониловой один из бойцов ее пулеметного расчета. Но она не отвечает бойцу, не стреляет. Чужие голоса все ближе… Пулеметчица все еще молчит, и только когда глаз выхватил из темноты контуры силуэтов идущих в атаку врагов, внезапным сильным огнем комсомолка Нина Онилова начала свой первый настоящий бой".
Двадцатилетний сержант и командир расчета со своим пулеметом отстаивала Одессу. Здесь в бою была ранена осколком снаряда в голову. Среди фронтовой кинохроники сохранились кадры, снятые в одном из госпиталей. Камера захватила робко улыбающуюся Нину: с "мальчиковой" стрижкой, в матроске и неизменной тельняшке.
"Дочка, повоевала ты славно"
Из госпиталя сержант Онилова вернулась в Крым.
В конце февраля 1942 года Нину ранило в одном из боев. Врачи разводили руками: ничего нельзя сделать. Больше недели в подземный госпиталь Инкерманских штолен тянулись "гонцы" из разных подразделений: узнать, что с Ниной, еще раз услышать от медиков безнадежные слова, заверить, что достанут любое лекарство.
Журналист Александр Хамадан тоже приехал ее повидать. Нина уже никого не узнавала, но иногда приходила в себя, понимала обращенные к ней слова, реагировала на вопросы.
Из очерка Александра Хамадана "Смерть Нины Ониловой":
"В госпитальной палате, склонившись над постелью Ониловой, стоял командующий… Генерал тяжело опустился на стул, положил руку на лоб Ониловой, погладил ее волосы. Тень благодарной улыбки легла на ее губы.
— Ну, дочка, повоевала ты славно, — сказал он чуть хрипловатым голосом. — Спасибо тебе от всей армии, от всего нашего народа. Ты хорошо, дочка, храбро сражалась...".
Опись имущества Нины оказалась скудной: две пары солдатского мужского белья, "Севастопольские рассказы" Льва Толстого, вырезки из газет, тетрадка с записанной песней "Раскинулось море широко". А дальше, за песней, недописанное письмо: "Настоящей Анке-пулеметчице из Чапаевской дивизии, которую я видела в кинокартине "Чапаев"… Я Вам хочу подробно написать о своей жизни и о том, как вместе с чапаевцами борюсь против фашистских..."
Ей не хватило времени написать о своей коротенькой жизни. Письмо Анке-пулеметчице от Нины-пулеметчицы из осажденного Севастополя так и не ушло...
Кстати
В честь Нины Ониловой названы улицы в Одессе и Севастополе, ее имя носит севастопольская швейная фабрика. В двух городах-героях стоят памятники, посвященные девушке-пулеметчице. Существовало судно ее имени, но было продано и утилизировано во времена украинской "самостийности".