ФЕОДОСИЯ, 1 дек – РИА Новости Крым, Галина Оленева. Это место расположено в тридцати пяти километрах к западу от Феодосии по судакской трассе. Случайный проезжий запросто может проскочить неприметный поворот, который легко принять за обыкновенный улавливающий тупик. Но если поехать лесной дорогой, впереди развернется живописное ущелье с одинаковыми домиками под красными черепичными крышами. Это поселок Кранокаменка. Он же Кизилташ, он же Феодосия-13, он же Симферополь-32. Он же — "Предприятие абонентский ящик 105".
Место, где непостижимым образом соединились две истории – сверхсекретная ядерная и многовековая православная. Деталями обеих с корреспондентом РИА Новости Крым делились местные жители.
Этого места не было на картах...
Фонтаны и цветочные клумбы, спортивные и детские площадки, красивые улицы с белеными бордюрами, самые дефицитные товары – индийский чай и растворимый кофе, колбаса, редкие книги – в свободной продаже. По словам местного жителя Юрия Логвинова, все здесь было устроено по высшему разряду:
"Летний кинотеатр, госпиталь, родильное отделение, ясли. Снабжение первой категории прямиком из Москвы. Даже школа была – московская 133-я. И все это в 1980-х, в глухом крымском лесу!"
Этого удивительного места не было на советских картах. И если не знать наверняка, можно подумать, что так вообще не могло быть. Сюда не приходила почта. Здесь не было телевидения. Въезд на территорию – только по спецпропускам, выезд – исключительно по служебной надобности или в отпуск.
"Весь городок был огорожен колючей проволокой, стояли два КПП - один по дороге в Феодосию, другой – в Судак. У всех местных были пропуска. Проходишь КПП – даешь пропуск, взамен получаешь жетон с номером. В гости могли приехать только родственники. Для этого нужно было заранее подать заявление, потом все проверяли спецслужбы и, если не было никаких нареканий, гостям выдавалось временное разрешение на определенный период", - вспоминает Юрий.
Все это кажется очень странным. Если не знать, что в этом месте, скрытом от посторонних глаз горными отрогами, хранился крупнейший запас ядерного арсенала Советского Союза.
Первыми сюда пришли монахи
В Кизилташской долине, за глухими заборами, шлагбаумами и рядами колючей проволоки до сих пор располагаются военные. А прямо над ними, в горах – братия Стефано-Сурожского мужского монастыря. Соседство вынужденное, неудобное для обеих сторон. И неизбежное – так сложилось исторически. Сейчас трудно разделить две эти нити, но первыми сюда пришли все же монахи. Давно.
"Храм на вершине Кизилташского хребта предположительно был основан еще апостолом Андреем Первозванным, поскольку в позапрошлом веке была экспедиция и были найдены часть престола и капители, датированные I веком. В VIII веке здесь находилась летняя резиденция сурожского архиепископа, святого Стефана. В честь его памяти в 1858 году архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием был основан Кизилташский мужской монастырь", - рассказывает настоятель обители отец Марк.
Одной из достопримечательностью Кизилташской обители считалась пещера, где сквозь верхнее отверстие бежала вода из источника. Она собиралась в небольшом бассейне, вытекая оттуда небольшим ручейком.
"С древних времен эта пещера служила часовней, и сюда приходили на богомолье, считая эту воду целебной, — утверждалось в путеводителе по Крыму 1894 года, выпущенном Николаем Головкинским. — В конце пещеры находится белая мраморная плита, на которой иссечен лик какого-то святого. Плита эта до устройства церкви заменяла алтарь".
В XIX веке к Кизилташскому монастырю путникам приходилось пробираться по лесу. Для того, чтобы паломники не заблудились, на трех высоких скалах монахи установили гигантские кресты, видимые издалека.
Святыня просуществовала до 1923 года. Потом на месте монастыря устроили сельхозартель, позже - дом отдыха ВВС Московского военного округа. По тем временам - событие ничем не выдающееся. Но в этой истории – судьбоносное.
Непростой отдыхающий
Где-то в середине XX века в это санаторное учреждение прибыл один очень непростой отдыхающий. Говорят, он подолгу гулял живописными тропами бывшей монастырской земли, а спустя короткое время после его отъезда в Кизиташской долине развернулась грандиозная стройка. Закрытые эшелоны повезли сюда заключенных с опытом горных и шахтных работ, квалифицированных рабочих и инженеров. И оборудование – лучшее в Советском союзе, а возможно, и мире. Под руководством специалистов Ленинградского метростроя была вырыта многокилометровая система тоннелей, залов и галерей.
"По одной из легенд, существует даже тоннель с выходом в Черное море в районе Лисьей бухты. Якобы для того, чтобы подводные лодки могли скрытно заходить за ядерными боеприпасами", - рассказывают старожилы.
Так появилась крупнейшая база хранения ядерного арсенала Советского Союза. Здесь изготавливали, хранили и обслуживали ядерные боеголовки. Ну а в долине обустроили сверхсекретный городок, где проживали военные и обслуживающий персонал.
Ах, да! Непростого отдыхающего звали Лаврентий Павлович Берия. Генеральный комиссар госбезопасности СССР выступал инициатором и куратором этого проекта, хотя лично в поселок больше не приезжал.
Белочка и военные двух стран
В 1991 году Украина решила отказаться от ядерного оружия в пользу независимости, обещанной "западными партнерами". Атомные бомбы навсегда покинули Кизилташ - их вывезли в Россию. Гриф "Совершенно секретно" был снят. Краснокаменка перестала быть красным кружком на пентагоновских картах.
Наверху заново обустраивались монахи. Тем временем в долине "поселились" сначала украинские морпехи, потом - бойцы специального назначения "Тигр" внутренних войск МВД Украины. В 2014, когда Крым вернулся в Россию, здесь расположились части Росгвардии и Черноморского флота ВМФ РФ.
"Бывшие ядерные склады оказались на территории части Минобороны ВМС. Я одно время служил в охране этих складов. Некоторые из них разрушены, другие обслуживаются и сейчас – там продолжают хранить оружие. Уже, конечно, не ядерное", - говорит Логвинов.
"На своем горбу"
Единственная дорога к монастырю до сих пор лежит вдоль гряды этих военных складов. Наверх можно попасть только извилистой горной тропой. Паломники проделывают этот трудный путь с удовольствием – очень уж живописные пейзажи! А вот обслуживать ежедневные нужды весьма непросто.
"Мы граничим с территорией Минобороны, и проезд через нее закрыт не только для паломников, но и для нас. Обслуживать повседневные нужды очень тяжело. В основном, носим все вверх на своем горбу. В крайнем случае, если нужно, например, подвезти стройматериалы, договариваемся с военными", - вздыхает настоятель обители.
Такой "крайний случай" произошел совсем недавно. Вечером 13 ноября в монастыре случился пожар. Полностью выгорел жилой братский корпус, ризница, рухольная (склад одежды), библиотека и котельная – в зиму братья остались без тепла, одежды, света и крыши над головой. К счастью, не пострадали люди. Нетронутым осталось и здание храма. В данном случае соседство с военными оказалось спасительным – первыми, еще до приезда МЧС, на борьбу с огнем прибыли именно они.
Мечта одновременно простая и почти невыполнимая. Но в этом странном месте, где смешалось несовместимое, наверное, по-другому и быть не может. Чудеса, как говорят, здесь случались.
"Нам поступали угрозы": настоятель о пожаре в Кизилташском монастыре >>