Валерий Волков
Наступил последний месяц лета, которое в этом году другое. Сезон в Крыму странный и необычный. Он покажет, что регион сможет извлечь из нештатной ситуации, в которую его втолкнула жизнь. "Я такого курортного сезона не помню, - недавно сказал губернатор Сергей Аксенов. – Свободных мест нет, практически ни в одном отеле невозможно найти номер".
Он прав, вся страна ринулась сюда. Все социальные страты общества, едва сняли (а многие и до того) ограничения по изоляции, приехали на полуостров. Вернутся ли они в Крым и если да, то кто?
Все о туризме в Крыму: новости, мнения, мультимедиа >>
Парк катается в масле
…Курорты Крыма превратились в смесь из контингента Ибицы и Крита, Сардинии и Азова-Абхазии.
Особенно это заметно в Ялте, где на набережной слышны такие разговоры: "Ну, ты помнишь, как в Испании мы…", "Да, потому что в Ницце …" и такие: "А я, слышь, ей такая говорю, ну ты типа прикинь…", "А он мне типа, ты чо, чувиха, пошли пивка рванем…"
Совершенно разный контингент, привыкший за эти годы к совершенно разному понятию отдыха, оказался в одно время в одном месте.
И все это вобрал Крым, у которого за годы формирования турсектора страны и мира так и не произошло сегментации на сферы для обеспеченных и бюджетников. Не возникло инфраструктуры для тех, кто готов платить, и тех, для кого ларьки и караоке, издающие характерные звуки-запахи, и есть отдых. Яхты и пиво, шалманы и дорогие апартаменты вплетены друг в друга в Крыму.
Суетная Алушта, более-менее приведенная в порядок в районе Профессорского уголка, резко меняется к парку Демерджи. Уголок издерганной природы, напичканный батутами и пластиковыми коробками для детей и взрослых, тирами и прочими атрибутами громкого развлекательного курорта. А какой запах встречает отдыхающих у главного тусовочного места набережной… Вот оно, то самое масло, на котором что-то жарят и от которого желудок сжимается в страхе.
Вид на 40 тысяч
Каждый сегмент туристического кластера Крыма, потеряв два месяца в простое, как свежая лошадь ринулся компенсировать потерянное.
Отель, один из лучших в Крыму, таких на весь регион не более десяти, зимой-весной предлагавший эконом-номер по 7-8 тыс. рублей за две ночи, ныне оптимистично предлагает его за 40-42 тысячи. Радостно добавляя: у вас еще есть шанс. 20 квадратных метров, вид не на море.
Ряд отелей вообще уже ничего не предлагает – номеров нет, все выкуплено.
Что-то еще можно найти в дорогих апартаментах и виллах (их начали арендовать, когда стало ясно, что заграницы в этот сезон не будет). Либо в мини-отелях и гостевых домах. И то если повезет. И если там ответственный владелец, и желательно все же место прозвонить.
Он вам ничего не должен.
Мусор на миллион
Базовая проблема приезжающих из тех категорий, которые обычно ездят в Грецию и Францию, это окружение. И пока незаметно, чтобы кто-то в Крыму стремился его преобразовать.
Успешность турсектора часто измеряется в Крыму миллионами прибывших. Однако этот показатель не может быть статистикой успеха, потому что подчас количество идет в ущерб качеству.
Да и Крым не резиновый. Как и любой другой регион, зажатый морем, горами и ветхой инфраструктурой.
Довиль и караоке
Этот сезон – важная веха для развития Крыма. Если в регионе хотят получать не только тех, кому надобно пивко и чебуреки, успешно реализовать федеральные программы и создавать Крыму будущее, для таких клиентов нужно выстраивать перспективу.
Кто-то отмахнется и скажет, мол, всему свое время. Однако есть вещи, которые нужно делать целенаправленно. Прежде всего воспитывать в туристах и сервисных секторах ответственность и уважение.
К примеру, есть черты, которые присущи определенным стратам общества. Вы можете не знать, кто у вас за стеной в отеле или под боком на пляже, но по громкости голосов и тональности общения скорее всего поймете, кто эти люди.
Если музыка звучит на набережной из каждой палатки, независимо от страны, скорее всего это не дорогой курорт. Не будет в Довиле и Марбелье орать шансон на набережной. Песни будут в дансингах, ночных клубах, дискотеках. Но расположенных так, чтобы вопли танцполов не мешали другим отдыхающим. Тем, кто приехал слушать шум моря, а не последние хиты того или иного исполнителя. То есть исполнитель тоже возможен. Но на специально отведенной под выступление площадке.
Даже в Москве не само
Подготовленность объектов – отдельный разговор.
В Крыму можно за 5-6 тысяч рублей за ночь найти очень симпатичные отели с дизайном, номера в которых продуманы. И в то же время санаторий, относящийся к ведению большой федеральной госструктуры, встречает гостей так, будто о дезинфекции здесь не слышали не то что со времен ковида - со времен распада Союза. А размещение отнюдь не дешевое.
И это уже вопрос к Москве, почему ряд федеральных объектов в Крыму такого качества.
Сами крымчане вздыхают – почему многие санатории до сих пор советского вида и внутри, и снаружи. Потому что этим надо заниматься властям, бизнесу. Не ждать. Что-то приходит само, что-то нет. Москва это тоже проходила.
В течение многих лет, когда у Москвы было уже все в порядке с бюджетом и деньгами, мало что делалось, чтобы столицу большой страны превратить в комфортный город мира. Кривые палатки на каждом углу, немногие выжившие старинные дома, обвешанные низкопробной рекламой, старый автопарк общественного транспорта.
Оказалось, это можно исправить за несколько лет. Но только если этим целенаправленно и осознанно заниматься. С привлечением денег, мозгов и технологий. И сколько бы ни ругали Собянина, за Москву не стыдно.
В Крыму меньше денег, красоты и специалистов? Есть федеральные и региональные программы, миллиарды рублей и тысячи неглупых крымчан и приезжающих, у которых душа болит за Крым. Так почему бы не воспользоваться этим? Эффективно, продуманно, с пониманием, куда идет регион, каким хочет стать.
Голландия по-крымски
Отдельный мир крымского отдыха – эллинги. За красивым, почти греческим названием скрывается разное. Бывший советский рыбхоз, гаражи, места для хранения лодок. Стенка к стенке, прямо у воды. Или, как теперь принято говорить, "первая линия".
Это целые маленькие городки, чем-то напоминающие Бельгию и Голландию с одним отличием. Они – для совсем непритязательных. Комната, настроенная на комнату. Хотя с балконом, часто даже с кухней. И да, с видом на море.
Работают эллинги, как правило, строго в сезон. Поскольку это наследие украинских времен, в таких городках много машин с украинскими номерами (владельцы приехали) либо закрытых и/или продающихся 5-6-этажных башенок, плотно зажатых такими же (владельцы уехали).
Из-за скученности размещения отдых здесь особо интенсивный.
Это микроконцентрация детей, лежаков, пива и резиновых драконов. И неизвестно куда ведущих труб канализации... Иногда можно встретить очень неплохие образцы домиков, даже в стиле швейцарских шале. Но в любом случае, это отдельный специфический отдых, о котором те, кто никогда или давно не был в Крыму, просто не слышали.
Узнать на сайте об этом трудно, номер будет представлен как апартаменты или мини-отель. Заехать сюда на пару дней – любопытно. Познать иную культуру пребывания у моря. Местами почти Неаполь. Если б не был жутким новоделом. Но если кто-то по незнанию забронирует 2 недели, ему может быть тяжко – слишком скученно.
Жилплощадь из воздуха: гаражные "шанхаи" в Крыму >>
Одноразовый туризм
И еще - качество сервиса. Цены прилично выкручены, но это, в общем, бич любого туристического места на земле. Банковские карты подобные места начали принимать, но далеко не все.
Главное – человеческий фактор. В некоторых магазинчиках вас могут обслужить как родного, в лучших традициях провинциальной Европы. Выдадут сыр собственного приготовления, курицу-гриль, расскажут историю места со времен советского постмодерна. В других - "вас много, а я одна".
Аналогично ведут себя подчас и отдыхающие. Этакие цари мира, которым все должны.
Мировой туризм в какой-то момент перестал быть одноразовым. И отельеры многих стран и городов это поняли. Крымские к этому еще даже не подошли.
Объяснений тут может быть два. Либо они действительно лишь в начале пути и со временем приобретут изящество и уют южной Европы, либо останутся как есть с принципом из известной рекламы "все равно купят". Все равно приедете. Вас много, а Крым один. А те же вы или новые, нам все равно, деньги везите.
Вернутся или не важно?
Время действительно покажет. В сущности, через 4-5 лет, когда на переходный период уже будет не списать, станет понятно, каким становится Крым.
И этот сезон регион как раз может использовать, чтобы стать лучше. Изучить потребности и опыт тех, кто оказался здесь вынужденно. А потом замерить, вернулись они сюда или предпочли пусть и что-то более прохладное, но комфортное. И по сервису, и по окружению.
Примеры есть. И это не Москва и Питер с их возможностями. Это Калининград и его пригороды, которые смогли обустроить и куда люди стали ездить даже не в сезон, когда с Балтики дует ледяной ветер. Это Ярославль. Это Алтай, который, не имея ни опыта, ни больших денег, тяжело, но учится работать. Сочи в данном случае не показатель - город и окрестности делали к дате и под проект, а вот побывавшие в Геленджике говорят, что Крым вполне может взять этот опыт.
То же сказал и министр туризма Вадим Волченко: "Сегодня в Крыму колоссальный спрос на отдых и оздоровление вплоть до конца сентября. Однако надо уже сейчас думать о возврате тех туристов, которые отдохнули на полуострове… Наши гости должны возвращаться и ощущать внимание и заботу в любое время". Да, должны возвращаться. И помогать возрождать Крым.
"Не надо продавать как Турцию": эксперт о туристическом будущем Крыма >>
***
...Когда удается выбраться из пива, визгов и караоке, слышна песнь цикад и мощь моря, бьющего у ног. А на горизонте можно увидеть вечность... Сила Крыма. Нельзя ее истощить.