СИМФЕРОПОЛЬ, 9 июн – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров, Сергей Георгиев. Ни один акт раздела военного имущества и инфраструктуры между бывшими союзными республиками не был столь болезненным, драматичным и продолжительным, как раздел Краснознаменного Черноморского флота СССР. Чтобы развязать этот сложнейший узел, потребовалось восемь долгих лет сложных переговоров и борьбы.
25 лет назад, 9 июня 1995 года, между Россией и Украиной в Сочи было подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота и Военно-морских сил Украины. Документ стал одной из важнейших вех в истории раздела ЧФ.
Именно в тот период раздела флота складывались предпосылки, которые во многом предопределили исход событий февраля-марта 2014 года и вхождения Крыма и Севастополя в состав РФ.
Островки российской государственности под флагами СССР
Борьба за бывший советский Черноморский флот по сути началась почти сразу после провозглашения Украиной независимости. И Москва в этом процессе поначалу занимала пассивную позицию.
24 августа 1991 года Верховный Совет Украины принял постановление "О воинских формированиях на Украине". В соответствии с документом все воинские формирования, дислоцированные на украинской территории, были формально переподчинены Киеву. В октябре того же года Верховный Совет принял решение о переподчинении ЧФ Украине.
Адмирал Игорь Касатонов, командовавший в тот период Черноморским флотом, в беседе с РИА Новости Крым вспоминает:
"К декабрю 1991 года по ЧФ были только документы украинского руководства. Россия ни законодательно, ни в приказной системе этот вопрос не отрабатывала. Вообще даже посылок не было. Был полный коллапс всех этих вопросов. Я понимал, что если флот будет сдан Украине, отыграть ситуацию обратно мы не сможем. Докладывал об этом (президенту России Борису) Ельцину, (министру обороны Евгению) Шапошникову, (председателю Верховного Совета РСФСР Руслану) Хасбулатову. Использовал все каналы, какие мог – нулевая реакция".
В январе 1992 года в Киеве на совещании с военными под руководством президента Леонида Кравчука Касатонов объявил: черноморцы уважают законы государства, на территории которого находятся, но присягать Украине не будут. Санкции Москвы на такие действия не было – командующий ЧФ взял полную ответственность за данное решение на себя.
Но даже тогда реакции российского руководства не последовало. Не изменила ситуацию и встреча Ельцина с Касатоновым, которая все-таки состоялась благодаря усилиям Шапошникова в конце января 1992 года в Новороссийске на крейсере "Москва".
"Ельцин тогда написал в книге почетных посетителей: "Черноморцы! Не дрогнуть в трудный час СНГ! Поддержу!". Но не поддерживал. Между тем, против нас активно работала СБУ, вербуя офицеров и матросов. Проукраинские СМИ пытались настроить общественность против нас. Но мы стояли несгибаемо. Тогда мы были своего рода островками российской государственности на Украине, правда, под советскими флагами: Измаил, Одесса, Ильичевск, Николаев, Очаков, Херсон, и, конечно же, Крым. Да, были те, кто присягнул Украине, но их было меньшинство – не более 12%", – вспоминает Касатонов.
Кучма о "вежливых людях" в Крыму: "их надо было уничтожить" >>
Ельцин говорил: "Крым передали Украине незаконно"
Командующий Черноморским флотом в 1996-1998 годах адмирал Виктор Кравченко убежден: этих и многих других проблем можно было бы избежать еще на начальном этапе развода союзных республик.
"Изначально руководству России, Борису Николаевичу Ельцину нужно было быть мудрее. Еще когда подписывались Беловежские соглашения о разделе Союза и создании Содружества независимых государств. Президент Украины Леонид Кравчук ведь его тогда спрашивал, как будем поступать с Крымом. А Ельцин отмахнулся, дескать, потом разберемся. Вот и разбираемся…", – отметил экс-командующий ЧФ.
Осознание важности сохранения под своим контролем Черноморского флота пришло к руководству России весной 1992 года.
5 апреля Кравчук подписал указ "О неотложных мерах по строительству вооруженных сил Украины". В соответствии с ним ЧФ переходил под управление Киева, а на базе его сил, дислоцированных на украинской территории, должны были быть созданы Военно-морские силы Украины. Через несколько дней Ельцин издает указ об установлении над ЧФ российской юрисдикции.
Первый президент Украины рассказал РИА Новости Крым о политическом "перетягивании каната" из-за флота.
В результате переговоров президенты согласились вывести Черноморский флот из состава объединенных сил СНГ, а также предварительно договорились разделить имущество ЧФ пополам и совместно использовать его инфраструктуру.
Но реализовать договоренность на практике не удалось. Кравчук возлагает ответственность за это на окружение Ельцина, в том числе на московского мэра Юрия Лужкова, которое, по его словам, "заигрывало с Севастополем". Но и украинский президент в данном вопросе не был независим. По мнению ряда экспертов, на Кравчука давила националистически настроенная оппозиция, которая требовала от главы государства не делиться кораблями и базами с Москвой. В итоге принцип паритета при разделе ЧФ был отвергнут, противостояние обострялось.
В результате переговоров президенты двух стран договорились о раздельном базировании Черноморского флота и Военно-морских сил Украины, подписав соглашение в июне 1995 года. РФ получала 81,7% кораблей, за Севастополем был закреплен статус главной базы ЧФ России.
РФ разрешалось использовать объекты флота в Севастополе и другие пункты базирования и места дислокации корабельного состава, авиации, береговых войск, объектов оперативного, боевого, технического и тылового обеспечения в Крыму. В 1997 году были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ, закрепившие ранее достигнутые договоренности.
Сергей Филатов, глава администрации президента России в 1993-1996 годах, отмечает: Ельцин считал Черноморский флот российской территорией, и Москва была готова «платить любые деньги, чтобы сохранить статус-кво».
"На самом деле это все было очень ненадежно, потому что Киев все сильнее натягивал отношения с Россией, стремился уйти на Запад, в НАТО, и для нас это было бы очень сильным ударом. Поэтому Борис Николаевич очень терпимо искал пути выхода из положения и шел на различные компромиссы", – рассказал он РИА Новости Крым.
"У нас могло быть как в Одессе…"
По словам военного эксперта, историка ЧФ Сергея Горбачева, с подписанием соглашений 1997 года флотская проблема не исчезла, а была загнана "под ковер". По его мнению, все соглашения по флоту 1990-х годов были важными и принципиальными, но по линии украинской стороны они не реализовывались в полном объеме. Это привело, и в тот момент, и в перспективе, к нарастанию противоречий, пик которых весь мир наблюдал в период "Крымской весны".
Игорь Касатонов убежден: если бы в 90-х Черноморский флот стал полностью украинским, Крым и Севастополь не были бы сегодня частью России.
"Однозначно воссоединения бы не было. Наглядный пример – Одесса. Там украинские военные штурмом взяли все российские структуры ЧФ. В 2014 году там не было нашего флота. Не было тематики "Россия – флот – единство" в СМИ, как было в Севастополе и в Крыму. Здесь мы говорили в полный голос об истории, традициях, победах флота, поддерживали всеми силами русское начало. В Одессе этого всего не было, не было соответствующих настроений в обществе. И каков итог? Аналог Одессы очень плохой, болезненный. Но у нас могло быть, как там", – полагает он.
Виктор Кравченко солидарен с Касатоновым. По его словам, соглашения по ЧФ помогли России сохранить флот и его боевое ядро. Благодаря этому и, конечно, настроениям самих севастопольцев и крымчан, полуостров стал частью РФ в 2014 году.