СИМФЕРОПОЛЬ, 6 апр - РИА Новости Крым, Ольга Леонова. Как живут в эти дни те, кто никогда ничего не покупал онлайн, кому нужно общение и свежий воздух, помощь и постоянные лекарства? Кого изолировали по самым жестким нормам, кто обычно живет не в особняках или просторных квартирах...
Наши старики.
Корреспонденты РИА Новости Крым наблюдали и общались с пожилыми, их близкими и дальними людьми.
Крым без людей. Он такой. Посмотрите.
По ступеньками семенит Жужа...
По улицам крымских городов ходят рейды из людей в форме – встреченных на улице пенсионеров опрашивают и, если те идут не в магазин, не в аптеку, то выписывают им под роспись предупреждения, говорят, если поймают еще раз – стариков ждет штраф.
"Валентина Федоровна, не бережете вы себя, дома не сидите..." - "Да как же я могу, ей же надо, – указывает соседка на собачку, - У нее недержание уже. Надует, если не выйти".
Качаю головой и понимаю: у Валентины Федоровны дети давно обосновались на Украине, живет она одна. Кто выгуляет Жужу пять раз в день, кроме самой хозяйки.
Напротив Валентины Федоровны - дверь в дверь - живет дядя Коля, злостный курильщик. Дядя Коля сам ходит в магазин, хотя его родственники живут в одном с ним городе и готовы помочь. Помощи он принципиально не хочет, он сам справится, он сам все может. Стариковское упрямство... Оно неистребимо.
"Зачем нам телефон волонтеров, я сам все куплю, - вспоминаю я вчерашний разговор с родителями, которые живут за сто километров от меня. - Нам мало что надо, а что надо – магазин напротив, через двор".
Пять раз в магазин
"Пенсионеров стало чуть меньше, но все равно они ходят, покупают все, что им надо, - рассказывает кассир на кассе небольшого районного магазина. - В масках, правда, ходят".
Много и тех пожилых, добавляют продавцы, кто шагает в продуктовые не от большой надобности.
"К нам одна старушка по пять раз в день ходит: то просит продать ей один огурец, то 200 граммов хамсы, то полбулки хлеба. На наши вопросы, почему нельзя один раз купить все необходимое, говорит, что дома скучно и сидеть там она не обязана. И ничего с ней не поделаешь - отпускаем", - делится впечатлениями продавец Юлия, работающая в одном из феодосийских магазинов в спальном районе города.
По ее словам, такие случаи не единичны: "Мы тут всех знаем. У одной здешней бабульки дочка каждый день с работы идет и покупает необходимое. Но пока дочки дома нет, баба Маша тоже бегает к нам".
"Мне бы только чтоб не болело..."
Есть и такие, кто не может сидеть дома из-за проблем со здоровьем. Те, кто был активным: ходил гулять в лесочек, в магазин, аптеку, поддерживают свой прежний, докоронавирусный образ жизни, боятся "заржаветь".
Еще одна соседка из нашего "пенсионного" дворового дома-колодца просто вынуждена прогуливаться:
"Не могу сидеть долго, таз поломала несколько лет тому, сросся, слава Богу. Но без ходьбы болит. А много я по однушке нахожу? Вот и хожу. Мне б только чтоб не болело каждую ночь. А что мне полиция сделает, я сама там проработала сколько лет."
Увещеваний не принимала, пока не случился семейный скандал.
Их более полумиллиона
В Крыму по состоянию на 1 июля 2019 года проживает более 580 тысяч пенсионеров - чуть более трети всего населения республики. Старики попросту боятся чужих впускать в дом. И правильно, может быть, делают: на Украине уже были случаи, когда под видом волонтерства, под видом визитов сотрудников пенсионного фонда с пенсионерами люди в медицинских масках, впущенные в квартиру, проворачивали мошеннические схемы.
В волонтерском штабе ОНФ рассказали, что по Крыму со старта работы на Горячую линию Общероссийского народного фронта и республиканские волонтерские горячие линии (при госкомитете молодежной политики) по помощи пожилым людям поступило более 2,5 тыс. звонков, а волонтеров на сегодняшний день по всему Крыму – около 400:
"Основная задача волонтеров – организовать покупку продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарственных препаратов. После обращения Президента России Владимира Путина 2 апреля о продлении выходных дней до 1 мая количество обращений ежедневно увеличивается."
В Севастополе только за 2 апреля на телефон горячей линии волонтерского штаба поступило 3,5 тысячи заявок.
"Тогда я лучше сразу сдохну"
Это много, очень много. А сколько вокруг одиноких, упрямых, не желающих менять свой образ жизни, просто боящихся чужих людей впускать в дом, желающих доказать свою нужность и самостоятельность, не желающих быть обузой пенсионеров!
Один из крымских общественников, Лейла Гамзатова, живет вместе с детьми и мамой в частном доме. Старенькая мама Лейлы вот уже много лет почти не выходит на улицу из-за болезни глаз и общего состояния здоровья.
Лишь бы о них не забыли...
Лейла очень хорошо понимает психологию пожилых.
"Представьте, как ощущают себя забытые, одинокие старики! И вы хотите, чтобы они не воспользовались возможностью напомнить о своем существовании! Да вы что! Вы думаете, они боятся смерти? Нет. Они готовы и ругань, и штрафы терпеть, лишь бы о них не забыли. Это не "правильно" или "неправильно", это как есть", - пишет Лейла в одном из своих постов на Фейсбук.
Да, именно поэтому мы так недовольны пенсионерами, которые в обычное время просто так вызывают "скорую", занимают очередь в поликлинику, навязываются к нам нянчить детей, упорно толкутся в транспорте в час пик… Они хотят быть нужными, напомнить о себе, о том, что они еще не мертвы!
Какая разница, от чего помирать
Сейчас бабушки и дедушки раскиданы по своим квартирам, запуганы телевизором, вынужденно изолированны от общества. У них нет нашего с вами интернета.
"Да и хрен с ним, что оштрафуют. А вирус этот ваш – что мне вирус, мне уж 80. Какая разница от чего помирать", - вставленной челюстью улыбается дядь Миша, завсегдатай дворовых доминошних чемпионатов, знаток всех новостей, яростный любитель Путина и нелюбитель правительства. Подмигивает мне залихватски, опираясь на свой костыль.
Старушки зажмуренными глазами ловят весеннее солнце. Возможно, для некоторых из них это - последняя весна в их жизни... Что, если они никогда больше не увидят распускающихся одуванчиков, не услышат весеннее чириканье птиц... Можно ли их корить за это?