СИМФЕРОПОЛЬ, 14 фев - РИА Новости Крым, Митя Евстифеев. Осенью минувшего года РИА Новости Крым первыми описали тяжелую ситуацию, в которой оказались жители восьми сел Белогорского района. Из-за строительства трассы "Таврида" дорога, которая соединяла села Тургенево, Новожиловку, Украинку, Владимировку, Литвиненково, Анновку, Колодезное и Найденовку, больше не ведет в Зую: изначально заложенная в проект "Тавриды" развязка не была построена.
Трасса "Таврида" оставила восемь сел без банков, больниц и детских садов >>
В результате жители сел оказались отрезаны от детских садов, больниц, банкоматов и школ: добираться в центр им приходится пешком несколько километров, перебегая через трассу. Кроме того, в Зую перестали заходить автобусы. В бедственном положении находятся свыше 10 тысяч человек, среди которых много пенсионеров.
С минувшей осени, когда местные жители выказали свое возмущение, ситуация не изменилась. В итоге 14 февраля прямо на улице состоялись общественные слушания, на которые собрались жители окрестных сел. В собрании поучаствовал и корреспондент РИА Новости Крым.
К 10 утра на изрытой ямами площадке перед сельским магазином в Литвиненково начали подтягиваться местные жители. Кто-то приезжал на машинах, но большинство пришли пешком - при средней зарплате в 7 тысяч рублей бензин здесь стараются тратить экономно. В перекрестье взглядов раздраженных граждан оказался Александр Реймер - глава Общественного совета при Министерстве транспорта Крыма.
Общественные слушания еще не начались, но слово уже взяла "баба Валя" - 70-летняя пенсионерка из Литвиненково Валентина Гусева, одна из наиболее активных сельчан. Гусева в очередной раз в красках рассказала историю о том, как она застряла "в канализационной трубе" – так она называет акведук для ливневых вод под дорогой. По ней пенсионерка пробирается через трассу к Зуе, поскольку до пешеходного перехода идти очень далеко. Местные жители историю явно слышали не в первый раз, но сочувственно кивали - в той или иной степени подобные неудобства испытывают здесь все собравшиеся.
Баба Валя описывает беду окрестных сел все с большим негодованием, заряжая им остальных участников. В какой-то момент начинает доставаться и абстрактным "чиновникам в теплых кабинетах", которые за все это время никак не исправили ситуацию. Кто-то даже просит Гусеву притормозить, на что она возражает: "Я же не матюкаюсь".
В ВАД объяснили, как восемь сел оказались отрезанными от цивилизации >>
Вслед за пенсионеркой официальный старт слушаниям дал Реймер, благоразумно начав с того, что он не чиновник, а представитель общественности. Реймер попросил жителей обрисовать ситуацию, и те рассказывают все то, что не раз говорили местным чиновникам. К примеру, как сельчане скидываются на бензин и везут группы детей машинами в детские сады и школы Зуи, а их останавливают и штрафуют за переполненный салон сотрудники ГИБДД. Как в экстренных случаях жители заказывают такси за 500 рублей до Зуи и обратно, что в условиях мизерных зарплат - непозволительная роскошь. Как люди полдня пешком добираются до автобусных остановок, а затем не могут вернуться в свое село напрямую: водители не останавливаются на трассе, так что им приходится доезжать до Симферополя, ждать час-два автобуса, а потом ехать обратно к дому.
После непродолжительной беседы Реймер и сельчане вереницей машин едут к трассе "Таврида" и осматривают место, где должна была быть дорожная развязка. Мимо толпящихся пенсионеров с грохотом проезжают КАМАЗы, строители трассы с интересом посматривают на собравшихся. Трасса "Таврида" равнодушно шумит рядом, стремительно проносятся легковушки, сигналя друг другу. Минувшим летом тут насмерть сбили ребенка, и остается лишь удивляться, что жертва всего одна: перебегать трассу кажется безумием.
На трассе "Таврида" изменяется схема выезда из Зуи под Белогорском >>
Неподалеку останавливается старенький ЗАЗ "Таврия", внутри сидит молодая пара с ребенком. Водитель Саша - житель Новожиловки - заинтересовался собранием и присоединяется к слушаниям. Он и его семья испытывают те же самые проблемы, что жители Литвиненково. А еще Саша недоволен тем, что его и других сельчан не предупредили о встрече с Реймером.
"Хотя какое им дело, они по кабинетам сидят", - повторяет Саша, не подозревая об этом, тезис тети Вали. После чего кивает на припаркованный неподалеку блестящий черный Mercedes кого-то из местных чиновников, приехавшего на слушания. - "Я на "Таврии", он на "мерсе", какие тут разговоры"…
В результате все возвращаются обратно к сельскому магазину. Не сговариваясь, владельцы машин подвозят всех желающих - уже привычный для местных акт взаимопомощи. Реймер пытается подвести итоги, хотя ему мешают: люди продолжают спрашивать о том, почему же так вышло, что "Таврида" строится на народные деньги, но с жителями никто не посоветовался. Реймер разводит руками - он лишь глава общественного совета - и предлагает говорить о том, что можно сделать сейчас. Понять можно обе стороны: жителям хочется не только инфраструктуры, но и справедливости.
"Давайте будем говорить прямо: в общий проект "Тавриды" внести изменения уже невозможно, - говорит Реймер и его слова сопровождает недовольный ропот. - Нужно дождаться окончания строительства путепровода.
Подрядчик обозначил сроки завершения строительства трассы "Таврида" >>
Детские сады, банкоматы, больницы находятся в Зуе, а сама Зуя – по ту сторону трассы, через которую тут не предусмотрели ни мост, ни развязку, которые бы позволили пересечь магистраль. Нет здесь и остановки общественного транспорта. А затем выполнить три задачи: построить путепровод из поселков в Зую, сделать пешеходный переход и организовать движение общественного транспорта".
"К Путину нужно обратиться, тогда все быстро сделают", - ворчит пожилой мужчина из толпы.
Официальная часть народных слушаний подошла к концу, настало время насущных бытовых вопросов. Когда власти решат транспортную проблему - не знает никто, но жить сельчанам все равно предстоит здесь.
Аксенов рассказал, снесут ли в Заречном дома ради объездной >>