Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница
Мужчина — добытчик и защитник. Эти стереотипы устоялись в далекие времена и не потеряли своей актуальности по сей день. А какими они были у крымских татар? Остались ли былые качества у представителей сильного пола? Каков он — идеальный мужчина для крымской татарки?
О крымском татарине из глубины веков
Образ мужественного, красивого, умного, благородного, трудолюбивого и воспитанного крымского татарина хранят легенды, предания, рассказы предков и краеведов. Российские путешественники и этнографы, посещавшие Крым в разные века, делились своими наблюдениями в путевых заметках. К примеру, этнограф Михаил Дубровский описывал горного крымского татарина — тата — как не отличавшегося разговорчивостью.
А вот жителей Южнобережья — ялыбойлу — описывали как обладателей среднего роста с черными быстрыми глазами, окаймленными черными ресницами и бровями, хорошим цветом лиц, правильным носом и ртом. Отмечалось, что они были "ловки в телодвижениях, сильны, неутомимы в трудах, неустрашимы, пылки донельзя, словоохотливы, гостеприимны, почтительны к старшим, богобоязливы. Они презирали несправедливость, ложь, пьянство и разврат, были храбры, мстительны, беспощадны. Но в то же время покорны и благодарны к тем, кто сделал им добро".
Одним из ярких борцов за справедливость считался Алим Айдамакъ, который жил в 1816-1849 годы. Он был национальным героем, широко известным как "Алим — Крымский Робин Гуд". Только в отличие от вымышленного персонажа, он был реальной исторической личностью.
Прославился он тем, что в свое время объявил непримиримую войну мурзам (дворянам), помещикам и царским чиновникам. В истории Алим Азамат огълу представлен двояко: как грабитель с большой дороги и национальный герой.
Имеются документальные свидетельства, в которых рассказывается, что "разбойник" отдавал награбленные деньги беднякам, причем как мусульманам, так и христианам.
"Алим жертвовал деньги на мечети, помогал устраивать свадьбы или похороны нуждающимся. Поэтому его поддерживало деревенское население и он пользовался симпатией мулл. Также Алим посещал мечеть, соблюдал оразу, на свадьбах сидел на почетном месте, а за время разбойничьих похождений никого не убил. Власти хотели его арестовать, но местные жители тщательно скрывали его", — пишется в протоколе заседания Таврической Ученой Архивной Комиссии 16 августа 1912 года.
В XIX веке поразил тюркский мир великий крымскотатарский просветитель, "учитель учителей" Исмаил Гаспринский. Общественный деятель, реформатор национального образования, писатель, издатель двуязычной газеты "Терджиман" ("Переводчик") — первого тюркского издания на всем мусульманском Востоке, который более того получали еще и в Туркестане, Румынии, Китае, Иране, Египте, Болгарии и других странах. Его многогранное наследие — доказательство того, что крымскотатарские мужчины были еще и высокоинтеллектуальные.
Гаспринский получил образование сначала в Симферопольской гимназии, затем в военном училище Воронежа. После сочетал учебу с работой за рубежом — в Вене, Париже и Стамбуле. Он выступал за необходимость образования женщин, внедрял в школах свой метод обучения, в том числе изучение светских наук, русского и иностранного языков в религиозных учебных заведениях. Выпустил несколько периодических изданий. Реформатор видел будущее своего народа в просвещении и добился своего.
Мода на усы, чуб и бороду
Известно, что в XVI — XVIII веках было модно носить усы разной формы, в основном, с чисто выбритым подбородком. Моду "диктовали" наиболее яркие, известные личности, в том числе ханы.
Историки, специализирующиеся на изучении военного костюма, утверждают, что такие особенности, как длина усов и даже форма завитков их кончиков имели свое значение: по ним определяли подразделение, звание воина и то, как давно он служит.
В настоящее время у молодых мужчин стало популярным отпускать бороду.
У крымских татар было принято ее отпускать только после 40 лет. Такое решение сопровождалось специальным обрядом — "Сакъал дуасы" (молебен для бороды). К этому возрасту мужчина собирал родных и друзей, проводил дуа — молебен, и только после этого отпускал бороду. При этом сбривать бороду уже запрещалось, можно было за ней только ухаживать. Такого мужчину называли къарасакъал — чернобородый. В этом возрасте вместе с обрядом приходила мудрость, считали наши предки. А вот в 60 лет мужчина достигал статуса акъсакъала — седобородого.
Говоря об особенностях и традициях во внешности, стоит добавить, что в старину некоторые крымскотатарские мужчины на макушке головы носили длинный чуб. Тогда он назывался кокель — хохол. В переводе с крымскотатарского языка означает "люди неба", где "кок" – небо, "эль" – народ, люди.
Идеальный мужчина для современных крымских татарок
Для лауреата премии "Журналист года 2017" Лили Веджат идеальный мужчина — понятие утопическое. "В его образе должна быть национальная база: любовь к Родине, комплекс семейных ценностей, уважение к старшим, к избраннице. Ведь в Коране отмечается, что только через уважение мы обретем счастье. Конечно, целеустремленность и трудолюбие. Считаю, внешность и материальное положение несущественным", — делится она.
"Насчет ценностей нельзя что-то однозначно сказать. Сейчас они другие. Виноваты в этом и женщины тоже. Излишняя эмансипация ни к чему хорошему не приводит. Но честность, порядочность, трудолюбие и доброта — это то, что всегда будет цениться", — утверждает доцент.
"Мой идеальный мужчина должен быть рядом и в радостные, и в грустные минуты. Он — мужественный, трудолюбивый, внимательный. До конца быть преданным своей семье, лелеять и любить своих детей. Если говорить о национальных мотивах, то он, безусловно, должен знать родной язык. Или хотя бы разговорный, чтобы передать его своим детям", — говорит Найле.
"Я нашла идеального мужчину — это медведь из мультика "Маша и медведь". Хозяйственный, не пьет, не курит, добрый, умный, а главное терпеливый", — шутят в интернете, демонстрируя одно из влияний голубого экрана. Оно бесспорно имеет место, собирая в себе ценности современного общества, и уже не имеет национальности. Идеальных людей не существует, но их образ всегда с нами. На первый взгляд покажется, что вы совершенно разные, только потом поймете, что это фактически ваше отражение.
Лично я считаю, что наши идеалы формируются с детства. Возможно, они прививаются легендами, рассказами или родителями, с которых мы берем пример, и со временем становятся главным фундаментом нашего будущего образа.
Для меня идеальный крымский татарин — умный, добрый, веселый, целеустремленный, решительный, интересный, с хорошим чувством юмора, благородством. Это человек, который не просто несет ответственность за свою избранницу, семью или свой народ, но и совершает мужские поступки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции