Алексей Вакуленко, корреспондент РИА Новости Крым
"Какой растворительный воздух! Какое успокоительное место, — есть ли в мире что равное южному крымскому берегу!" — за этими восторженными пассажами автора эпопеи о России 1914-1917 годов "Красное колесо" наверняка стоят живые эмоции неоднократно посещавшего Крым Александра Солженицына, выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе.
К столетию со дня рождения классика РИА Новости Крым рассказывает о крымских страницах его биографии.
"Где комсомольцы выкопали море"
"Культурный, несомненно, человек, с интересом к литературе и истории. И очень тянется к людям, хочется поговорить", — весной 1953-го характеризовал в письме жене Николай Иванович "нового приятеля" Саню Солженицына. Тот позже выписал пару в повести "Раковый корпус" в образах Николая и Елены Кадминых, а свидетельства Николая Ивановича о лагерной жизни использовал в книге "Архипелаг ГУЛАГ".
Выбор Крыма как места проживания для пожилых бывших зеков был по-своему логичен. Тем более что в Симферополе Елена Александровна окончила женскую гимназию Екатерины Оливер и Крымский пединститут имени Михаила Фрунзе (ныне Таврическая академия КФУ имени В. И. Вернадского).
"Поток тепла и света"
"И уже б не обременять стариков — а не было никого ближе и доверенней. В 1959-м отвез я им из Рязани — все пьесы, лагерную поэму и "Круг первый" (96 глав), который тогда казался мне уже готовым. И снова Н. И. устроил двойные донья, двойные стенки в своей грубой кухонной мебели — и попрятал мое", — вспоминал писатель в книге "Бодался теленок с дубом". Еще в мае 1953 года доктор Зубов подарил Сане обычный посылочный ящик, в котором ссыльные обычно хранили необходимые мелкие вещи.
"А в ящике том дно было двойное, но фанера не прогибалась, и только руки гинеколога могли с двух сторон наощупь соотнести, что дно со дном не сходится", — описывал незатейливый механизм Солженицын. Писатель признавался, что помощь Николая Ивановича "в самые одинокие минуты моей разгромленной жизни — была поток тепла и света, заменивший мне все остальное человечество".
В 1971 году Зубов неожиданно обнаружил глубоко запрятанные экземпляры пьес "Пир победителей" (сам автор считал текст драмы утраченной навсегда), "Республика труда" и других произведений. Их переправили писателю.
В начале этого века на доме, где жили Зубовы, установили мемориальную доску о том, что в нем гостил писатель.
Кусочек свободного края
Спустя год Ирина Николаевна прислала Солженицыну "славную фотографию своей гурзуфской дачи на горе".
Здесь же, на даче, Ирина Николаевна рассказала писателю о своих сомнениях в том, что авторство романа "Тихий дон" принадлежит Михаилу Шолохову. В будущем именно Солженицын написал предисловие к посвященному этому вопросу исследованию Ирины Медведевой "Стремя "Тихого Дона" (загадки романа)", что было опубликовано уже после ее смерти в 1974 году за рубежом под псевдонимом D*.