СИМФЕРОПОЛЬ, 14 авг — РИА Новости Крым, Мария Орлова. Первый и единственный в России центр реабилитации китообразных может появиться в Крыму. Его намерена создать команда энтузиастов и ученых, занимающихся изучением и спасением дельфинов. Насущная необходимость: по их данным, у берегов полуострова осталось всего тысяча афалин. Однако на создание Центра нужно 10 миллионов рублей. Как сегодня спасают морских животных — читайте в материале РИА Новости Крым.
"Наша любовь к дельфинам измеряется, наверное, километрами, — говорит зоозащитница Анастасия Постникова, шагая по пляжу поселка Новый Свет. — Километрами дорог, которые мы проехали на автобусе по жуткой жаре из Судака до Балаклавы, Севастополя, Алушты – по всему побережью, откуда нам звонили люди, нашедшие у пляжа умирающего дельфина".
Вместе с двумя специалистами Карадагской научной станции – Александром Агафоновым и Ириной Логоминовой, давно занимающимися исследованием китообразных Черного моря, две москвички только что зарегистрировали первую в Крыму некоммерческую организацию "Безмятежное море", цель которой – изучение и спасение черноморских дельфинов. А в близкой перспективе – создание первого в России реабилитационного центра для морских млекопитающих.
"Выходим на катере в открытое море, идем за рыболовецким судном! – кричит в рупор пляжный зазывала. – Дельфины будут играться на расстоянии вытянутой руки от вас! Если дельфинов не будет, поездка – бес-пла-тна-я!"
Последний аргумент зазывалы – вполне весомый, учитывая стоимость этой морской прогулки к сейнеру – 800 рублей с человека. Утро, первый катер уже ушел. Он набирает второй.
"А дельфины будут, — невесело говорит Ирина Логоминова. – Они всегда ходят за сейнером, подбирают рыбу, которая выпадает из сетей трала. А эти… на катерах, везут туда туристов и въезжают на полной скорости в их стаю – прямо по головам, по спинам. Туристам нравится. Вместимость катера – человек восемь, а там, смотришь, — стоят все 20".
Белобочка в камышах
"К сожалению, сегодня эта работа почти заглохла, — говорит один из ведущих крымских дельфинологов Сергей Кривохижин, наблюдающий со стороны за активной работой молодой команды ученых и любителей из Нового света. – В Севастополе после смены собственника дельфинария от этой деятельности совсем отказались. Продолжают работать с выбросами морских животных только в Евпатории. Их филиал – дельфинарий на Донузлаве – единственное место в Крыму, где были случаи успешного лечения, реабилитации и выпуска афалины".
Из-за отсутствия единого центра, где собиралась бы вся информация по найденным на берегах Крыма китообразным, статистика работ с ними никем не суммируется. В евпаторийский дельфинарий с начала сезона 2018 года позвонил 51 очевидец, видевший дельфина на берегу. Команда "Безмятежного моря" в Новом Свете в этом году выезжала по вызовам уже более 400 раз. Летом таких звонков больше всего.
"Если бы отчаяние было живым существом, у него был бы облик дельфина, — записали девушки Насти в своем дневнике после всех событий. – В темноте мы держали Агни на руках в болоте, которым оканчивался канал, по колено утопая в трясине, царапая ноги об острые камыши… Шумный выдох, тихое трещание, она переводит взгляд на нас — снизу вверх. Махнула грудным плавником, легла животом на колено одному из членов команды, сидевшему с ней в воде… Eе сердце колотилось".
Фото на паспорт
Сегодня в бухте у Нового света небольшая волна, крупная рябь. Она не помешает плескаться в море ни одному малышу с надувным кругом. Но биолог Ирина Логинова и ее помощник с опаской всматриваются в горизонт и неуверенно идут к своей лодке.
"Жестко будет, сильно потрясет", — предупреждает Ирина, оценивая волнение на море и прикидывая, как далеко от берега мы сможем отойти.
Помощник Ирины настраивает объектив на горизонт. Задача биологов – снять не милые улыбающиеся "лица" дельфинов, а треугольник их плавника. Он у каждого дельфина особенный – верное средство идентификации особи. Ирина погружает в море прибор, похожий на две дырявые поварешки – устройство записи дельфиньих голосов. Включает. Из приемника раздался звук, совсем не похожий на шепот волн: треск, как из старого радио со сбившейся частотой. Это идет сейнер. Но биологи должны зафиксировать дельфиний свист: тоже у каждого зверя свой, личный, как автограф.
Смертельные игры
"Белобочки гибнут от морбилливирусной инфекции, оказываясь у берега, они — уже не жильцы, у них сильно повреждены внутренние органы, — рассказывает Сергей Кривохижин. — В развитых странах в отношении таких животных применяют эвтаназию, в России для этого нет правовых оснований. Но не зараженную афалину вылечить можно, если у нее, например, механические повреждения".
Одного дня не хватило спасателям, чтобы вернуть к жизни дельфина, который приплыл к берегу умирать от проглоченной детской игрушки. Пластиковая деталь отлично вписалась в углубление его нижней челюсти, деформировала верхнее небо, вызвала сильное воспаление. Люди застали дельфина еще живым, с выпирающими от худобы ребрами и язвами во рту.
"Белобочки, афалины, азовки любят играть: с медузами, водорослями, — носят их на плавниках, передают друг другу, играют в догонялки. Скорее всего, с этой пластиковой деталью дельфин тоже играл. — говорит Ирина Логоминова. — Это наш потенциальный "клиент" — был бы реабилитационный центр, успей мы приехать немного раньше — извлекли бы игрушку. Неделя терапии, усиленного питания — и он бы вернулся "домой".
Плавая за рыболовецкими судами, дельфины попадают в сети трала, запутываются в лесках, гибнут от удушья или голода. В июне спасатели обнаружили целую стаю раненых белобочек с крючками в рту и обрывками сетей на хвостах. У одной была сильно травмирована лопасть хвоста, куски тканей, оторванные леской, тянулись за ней, как шлейф. Специалисты несколько раз выходили в море на катере, чтобы покормить белобочку и предотвратить смерть от истощения и обезвоживания. Недавно ее видели волонтеры: к счастью, рана у дельфина почти зажила.
"Мировой популяции белобочек, афалин и азовок ничего не угрожает, но мы говорим об их черноморских подвидах — для них мы разворачиваем нашу деятельность, — говорит руководитель карадагской команды, научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Александр Агафонов. — Одно из направлений работы Центра, который мы планируем создать, — достоверный учет особей. Сейчас цифры расходятся на порядки: одни ученые говорят, что черноморских афалин — десятки тысяч, а по нашим данным их осталось всего около тысячи".
"Нет никакой разницы между людьми и морскими животными, — говорит Анастасия Коростелева, член команды спасателей. — Почему они должны умирать? У них те же эмоции и желания: избегать боли, смерти, желание жить. Точно так же, как любому незнакомому ребенку, я хотела бы помочь дельфину".
Памятка по спасению дельфинов
Не допускайте скопления людей вокруг животного, сведите к минимуму тактильный контакт с ним. Не тяните его за плавники и хвост.
Если во время морской прогулки вы встретили дельфина, запутавшегося в рыболовной снасти, не пытайтесь освободить его самостоятельно. У него могут быть серьезные травмы, требующие лечения еще до того, как снасть будет снята.
И позвоните специалистам в некоммерческую организацию "Безмятежное море" или в МЧС.