Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Киев требует освобождения своих граждан, осужденных или ожидающих суда в России. Для этого он взял заложников.
Сидят
Однако наказание Порошенко за Норд не решает проблемы освобождения взятых в заложники граждан России или лиц, сотрудничающих с российскими структурами. И речь не только о моряках "Норда" – в тюрьмах Украины содержатся как минимум два десятка человек, осужденных по политическим статьям, в том числе и за деятельность в Крыму. И Симферополь постоянно напоминает Москве, что эта проблема должна быть решена. "Я призываю средства массовой информации обратить внимание на эту проблему, общество не должно молчать по этому поводу", – говорит постоянный представитель Крыма при президенте РФ Георгий Мурадов.
Впрочем, Киев сам предложил вариант решения. В Украине не раз уверяли, что в России по политическим статьям сидят десятки граждан Украины. "По меньшей мере 24 украинца являются политическими заключенными в России, более 40 – в оккупированном Крыму", – говорит пресс-секретарь украинского МИД Марьяна Беца.
Поэтому Банковая предлагает сделку. "Мы готовы передать 23 россиян, осужденных в Украине за причастность к террористическим актам, подготовке к ним, за преступления против территориальной целостности Украины. Мы готовы передать их за освобождение Сенцова, Кольченко, Клыха, Гриба, других политзаключенных Кремля", – говорит вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
Цена прецедента
Соответственно, данный обмен может создать крайне негативные прецеденты. Во-первых, если сейчас Дмитрий Песков говорит о том, что лица, осужденные в России, "безусловно, не могут считаться пленными или удерживаемыми лицами", поскольку "они осуждены в России по российскому законодательству", то их обмен может позиционироваться как доказательство обратного. Во-вторых – и это более важно – обмен продемонстрирует Киеву эффективность стратегии по захвату в заложники россиян для того, чтобы реализовать свои задачи. Да, это свидетельство террористической сущности государства, но никакого международного осуждения или санкций со стороны Совбеза ООН Украина не получит – западные партнеры продолжают смотреть сквозь пальцы на киевские провокации. В результате получится, что, по сути, сейчас любой российский гражданин, который находится на территории Украины, является потенциальным заложником.
С другой стороны, задача требует решения – российские власти обязаны сделать все возможное для того, чтобы освободить граждан РФ и тех, кто, сотрудничая с российскими структурами, надеялся на защиту Москвы. Поэтому российские эксперты предлагают соломоново решение – согласиться на обмен (тем более что пример Савченко продемонстрировал пользу выпускания новых пауков в украинскую банку), получить назад россиян, а уже затем наказывать Киев за подобные провокации. Так, как уже наказали за захват "Норда".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции