Дарья Егорова, РИА Новости Украина
Как стать пленником на Украине за то, что работаешь и живешь в Крыму, теперь точно знает Владимир Горбенко — капитан судна "Норд". СБУ придумывает новые и новые обвинения против моряка только потому, что он, по их мнению, "работал на оккупантов".
Судно доставили в порт Бердянска. Четвертого апреля капитана арестованного судна Владимира Горбенко привезли в Херсон для избрания ему меры пресечения по ч. 2 ст. 332-1 Уголовного кодекса Украины "Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее". Капитану предложили выбор: содержание под стражей или залог в размере 35 240 гривен.
Залог был внесен, но Горбенко пришлось провести в изоляторе временного содержания, а потом и в СИЗО четыре дня. Но не успел он выйти на свободу, как ему предъявили новое обвинение по ст. 249 УК Украины "Незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом".
У корреспондента РИА Новости Украина появилась возможность обсудить обстоятельства дела и задержания с капитаном рыболовецкого сейнера "Норд" Владимиром Горбенко.
— Владимир, получается, что вы и ваш экипаж сейчас находитесь в положении пленников на территории Украины?
— По факту мы пленники. С самого первого дня, когда был задержан сейнер. Изначально арест наложили на судно, но я и десять членов экипажа оказались в заложниках. У нас были изъяты документы, а так как нет документов, мы не имеем право вернуться в Керчь.
— Почему именно вы попали под прицел? У вас есть предположения на этот счет? Неужели поводом послужило то, что на судне был поднят флаг России?
— То есть пограничники вам сразу предложили следовать за ними?
— Да, на борт поднялись вооруженные люди в камуфлированной форме. Запретили мне общаться в радиоэфире и сообщить о происшедшем работодателю, что является нарушением. А о таком ЧП, по правилам Международного кодекса мореплавания, я должен уведомить судовладельца. Но меня лишили такой возможности, объяснив, что во время конвоирования пользоваться радиоэфиром нельзя и только по прибытию в порт я смогу оповестить судовладельца.
— Как экипаж воспринял известие о том, что вместо того, чтобы отбыть домой, придется идти в другой порт?
— Но экипаж ничего не мог предпринять, потому что их тут же изолировали, закрыли в каютах. При мне оставили помощника и механика.
— А не могли на вашем борту искать контрабанду чего-то? Такие разговоры не проскакивали?
— А что, когда вас задерживали, вы могли не подчиниться и попытаться скрыться?
— Нет. Люди были вооружены, как можно скрыться от вооруженных людей? К тому же на мне ответственность за экипаж. Если бы я начал убегать, не факт, что по нам бы не открыли огонь. И если бы это привело к тяжким последствиям, к гибели людей или их ранению, это было бы на моей совести. Более того, уверяли меня пограничники, чтобы я не переживал, будут только два админпротокола, заплатим штраф — и нас отпустят. Но потом, на основании одного протокола о незаконном выходе из порта Керчь, СБУ на берегу открыла уголовное дело. И это дело приобрело размах.
— Как-то не укладывается в голове, что подобное могло произойти на Украине. Или нечто подобное уже когда-то было?
— Ну я о таких случаях слышал только возле побережья Африки. В Европе ни о чем подобном не слышал. В таких ситуациях, при выявлении нарушений, меня должны передать тем властям, которые выдавали документацию, для разбирательства. Но этого сделано не было. А значит, это чистой воды политика, я с судном оказался не в том месте и не в то время.
— Сейчас вы задержаны, находитесь вдали от дома. Вы оказались в положении бомжа — без документов, без постоянного места жительства, без средств существования. Что, кроме жилья и похлебки, в следственном изоляторе вам предложили украинские власти?
— Одна из причин вашего задержания и содержания на территории Украины в том, что у вас и ваших членов экипажа были паспорта Российской Федерации. Выходит, вы не имеете права там жить и работать в Крыму?
— Закон об оккупированной территории подразумевает, что все предприятия в Керчи незаконны. По факту мы "сотрудничаем с оккупационными властями". То есть не имеем права работать не на украинских предприятиях. Но украинских там нет. Получается, что крымчане должны умирать с голоду. В СБУ посчитали, что выход в море из порта Керчь нашего сейнера незаконен. В этом вся загвоздка.
— Как ваш экипаж отнесся к этой криминальной истории?
— Тяжело. Младшему члену экипажа около 20 лет, старшему — 60. У всех в Крыму семьи, дети, родственники. Они не могут разобраться, что происходит, хотя понимают, что мы стали жертвами какой-то политической игры. Но за что и почему именно мы, никто понять не может.
— А представитель украинского омбудсмена предлагал вам хоть какую-то помощь?
— Нет. Не предлагали, и ни я, ни экипаж с ними не общался.
— Ситуация с вами могла произойти из-за судна. Ну, скажем, кому-то оно приглянулось, и они решили таким образом его отобрать? Совершить рейдерский захват?
— Нет. Судно 1989 года выпуска. Устаревшая модификация, но на плаву, потому что проводим его капитальный ремонт. Мы все работаем в одном бассейне, но на одном типе судов. Я сомневаюсь, что именно наше судно кому-то приглянулось и его решили конфисковать. Это не яхта. Это все политика.
— Вы застряли вдали от дома на неопределенный срок. Но как вы и экипаж все это время выживаете?
— Ваше образцово-показательное задержание может напугать других?
— Чем вы планируете заняться сейчас в Херсоне?
— Я не знаю, что завтра будет со мной. Прежде всего, мне надо поправить здоровье, потому что эти события — задержание, ИВС, суды — вызвали гипертонический криз. И, конечно, надо искать, как заработать деньги здесь.
— Что бы вы сейчас сказали своим коллегам по промыслу?
— Я не знаю, что сказать. Я бы не рекомендовал ходить в море, пока вопрос со мной не решится. Чтобы не оказаться в такой же ситуации.