Андрей Никифоров, для РИА Новости Крым
Итак, свершилось. 19 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму. Таким образом, ООН дала свою "шапку" тексту Тематического доклада, подготовленного под эгидой Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека со специфичным названием "Ситуация в области прав человека на временно оккупированных Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)". Все эти "ассамблеи", "комиссары" и прочие комитеты с комиссиями не должны вводить нас в заблуждение: перед нами документ, подготовленный Украиной. Это демонстрация на самом высоком уровне способностей украинской власти в плане умения наводить тень на плетень, переводить стрелки, беззастенчиво лгать и безответственно фантазировать. Все это украинской власти было присуще изначально. Но документ, легший в основу Резолюции ГА ООН, свидетельствует о достижении нашими небратьями нового уровня перечисленных умений и навыков.
Как сочетаются с декларируемым "духом братства" инспирируемые официальным Киевом водная, энергетическая, продовольственная блокады, засылка в Крым диверсионных групп? Кто-то может сказать, что Украина в данном случае ведет себя как первоклассник, который дергает одноклассницу за косички, ставит ей подножки, выбивает из ее рук портфель и всякими подобными несуразностями пытается обратить на себя внимание, поскольку девочка ему нравится и он хочет добиться взаимности. Положим на минутку, что даже так. Но первокласснику не поручается разработка проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН…
Собственно, после всего сказанного в тест резолюции можно было бы и не смотреть. Но все же — полюбопытствуем.
***
Итак, если вы признаете факт "оккупации" Крыма — автоматически такие вещи как массовое принятие крымчанами в российское гражданство, введение в Республике российского законодательства, перерегистрация предприятий и общественных организаций, переход на российскую систему здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. и т.п. — можно, при желании, трактовать как нарушение прав человека. А желания — хоть отбавляй. Оно-то и позволило сформулировать львиную долю претензий к Российской Федерации, содержащихся в Тематическом докладе. Отсюда, кстати, логически вытекает вывод, к которому составители документа прозрачно подталкивают российскую сторону: прекратите "оккупацию" и с правами человека в Крыму все автоматически станет супер. Что говорить, глубокое проникновение в крымскую проблематику!
Начнем с последнего предложения. В переводе с ООНовского на нормальный язык оно означает, что составители доклада пишут в нем о том, чего они не видели, в чем они лично не удостоверились, т.е. — с чужих слов. Указание на то, что причина этого — в поведении Российской Федерации, нисколько не удивляет. Скорее, несколько обескураживает отсутствие указания на то, что в Крым миссию ООН не пускает лично В.В. Путин…
На самом же деле, все упирается во все тот же статус Крыма, по-разному определяемый чиновниками ООН и российскими властями. Первые хотят въехать на территорию полуострова как на входящую в состав государства Украина. Для вторых Крым — территория российская, а посему миссия ООН может быть на нее допущена при наличии соответствующего мандата.
Тем не менее, даже если избегать встречи с реальностью, хорошо бы было избежать явных фактологических ошибок, которыми составители доклада нередко грешат. Вот — несколько вопиющих неточностей, наверное, простительных для какого-нибудь полуграмотного журналиста, но совершенно недопустимых, когда речь идет об официальном документе универсальной международной организации.
Поток неточностей и передергиваний продолжается и далее в тексте документа. Так, например, во Введении (п.23) говорится: "27 февраля Парламент Крыма в присутствии вооруженных лиц отправил в отставку тогдашнее правительство и избрал Сергея Аксенова Главой Крыма". Мне довелось в тот день присутствовать в сессионном зале крымского парламента, а также в зале заседаний президиума, в котором проходили депутатские совещания. Ни там, ни там никаких вооруженных лиц не наблюдалось. Они туда даже не заглядывали. Составители доклада просто тиражируют один из расхожих мифов, сочиненных понятно кем и понятно для чего. Ну и опять — непростительная неточность: главой Республики Крым Сергей Аксенов был избран парламентом только 9 октября 2014 года.
Нужно быть уж очень настроенным на антикрымский лад, чтобы всерьез отнестись к стенаниям о нарушении прав наркозависимых, активистов организации "Хизб ут-Тахрир"*, отбывающих наказание уголовных преступников и прочих подобных категорий, несомненно правами человека обладающих, но исключительно — в рамках действующего законодательства.
Не менее трогательную заботу составители доклада проявляют в отношении организации под названием "Меджлис крымскотатарского народа"*, которая, правда, в документе упорно называется просто "Меджлис". Несколько анекдотично смотрятся призывы легитимизировать эту запрещенную в РФ организацию, поскольку в течение 23 лет пребывания Крыма в составе независимой Украины украинские власти так и не удосужились наделить ее каким-либо легальным статусом. Таким образом, доклад призывает Российскую Федерацию скорректировать украинское законодательство, т.е. — сделать ровно то, за что ее же и осуждает.
Наконец, не могу не остановиться на некоторых вопиющих, поражающих своим цинизмом положениях доклада. Они сконцентрированы в Разделе Е, который называется "Доступ к водообеспечению и других основных услуг". Речь здесь идет об отключении Крыма от водных и энергоресурсов, поступавших на полуостров с территории Украины. Стыдливо умалчивается о том, кто в действительности является организатором и вдохновителем этих актов государственного терроризма. Бандиты, взрывавшие опоры линий электропередач и не очень-то скрывавшие свое участие в этих терактах, названы "некими лицами". Украине слегка пеняют за все эти действия. Но никаких требований возобновить систему жизнеобеспечения региона, в котором проживает 2,5 млн человек, никаких призывов восстановить законность и прекратить разгул антикрымского террора доклад не содержит. Зато в нем указывается: "Согласно международному гуманитарному праву, Российская Федерация как оккупационное государство обязана с помощью всех наличных у нее средств обеспечить сохранение достаточных стандартов гигиены и гражданской охраны здоровья, а также обеспечение населения продовольствием и предоставления ему медицинской помощи".
***
Вот такую резолюцию приняла на днях Генеральная Ассамблея ООН. Как любят говорить в соцсетях, это все, что вам следует знать об Организации Объединенных Наций. Правда, справедливости ради, отмечу, что не все так запущено и безнадежно. Все-таки представители 26 стран проголосовали против этого документа. Напомню, что против антикрымской Резолюции №68/262 Генеральной Ассамблеи выступило всего 11 государств. Да и число воздержавшихся теперь оказалось почти в полтора раза больше: 77 — 19 декабря 2017 года против 58 — 27 марта 2014 года…
…Хочется верить, что здравый смысл не покинул ООН окончательно, а только вышел погулять и теперь возвращается. Собственно, если не так, то организация эта обречена. Но будем надеяться на лучшее.
*Террористическая группировка, запрещенная в России
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции