Известный российский режиссер Юрий Кара приехал в Севастополь для участия в кинофестивале духовно-нравственного и семейного фильма "Святой Владимир". Автор картин "Мастер и Маргарита" и "Завтра была война" рассказал РИА Новости Крым о своей мечте снять кино о подвиге наших моряков в русско-турецкой войне, о своем отношении к вооруженному конфликту на Донбассе и коллегам-артистам, не признающим Крым российским.
Юрий Викторович, наверное, уже традиционный вопрос для россиян, которые приезжают в Крым с материка: как вы восприняли "Крымскую весну" и возвращение полуострова в состав России?
Многие российские артисты отнеслись к "Крымской весне", мягко говоря, негативно. Например, Олег Басилашвили, Михаил Ефремов, Лия Ахеджакова и т. д.
Крым – это не только земля, но и люди. Нельзя распоряжаться чужой судьбой, как это делал Хрущев, передав жителей полуострова как мешок картошки, не спросив, хотят они быть в составе Украины или нет. Крымчане сами решили, с кем они хотят быть. Я считаю кощунством высказывания некоторых российских артистов о Крыме. Это просто черствое фрондерство, желание как-то выделиться.
А вообще в среде артистов ведутся разговоры о Крыме?
Некоторые иронично относятся к тем, кто поддержал "Крымскую весну". Но, конечно, все понимают, что полуостров всегда был частью России. По приезду сюда видел лозунг "Крым и Россия вместе навеки". Честно говоря, уже пришло время заменить на "Крым — это Россия навеки".
После воссоединения некоторые шутили, что все произошло наоборот, и это Россия воссоединилась с Крымом.
Может быть и так. Потому что здесь люди более честные и искренние, а в наших столицах много всяких разных людей встречается. Может, Москва и считает, что здесь несколько провинциально, но я думаю, что в Крыму сохранился аристократический дух, который очень полезен России.
Вы родились в Донецке, на тот момент Сталино, учились там, после работали. Что для вас конфликт в Донбассе?
В 2014 году на экспертном совещании ОНФ вы заявили: "Я считаю, что на то время, пока существуют их санкции (США – ред.), нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении".
Да, я говорил это на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным. Я с большим уважением и любовью отношусь к американскому кинематографу и совершенно не горю желанием его запрещать. С другой стороны, американцы ежегодно получают больше миллиарда долларов за показ своих фильмов в наших кинотеатрах. Америка должна уважать нас. Я считаю, что запретив показ их фильмов, мы бы мотивировали голливудских кинематографистов надавить на президента США – тогда это был Барак Обама, чтобы он смягчил позицию в отношении России. Раз они себя так ведут, мы должны адекватно отвечать.
Хорошо, запретили мы голливудские фильмы. А чем их заменить? Российские фильмы пока не пользуются особой популярностью у граждан, к тому же фильмов у нас снимают значительно меньше, чем в США.
Один мой знакомый в Швеции проводил фестиваль российского кино, который собрал много зрителей. Он говорит шведскому владельцу кинотеатра: слушай, давай я тебе буду постоянно привозить российские картины. Тот ему отвечает: мои зрители посажены на американское кино, у вас нет столько фильмов, чтобы заполнить время показа. И наша публика, особенно молодая, уже подсела на этот американский "наркотик". Они изредка смотрят наши фильмы, которые, к сожалению, сделаны по американскому шаблону.
Грамотной культурной политикой Франция добилась того, что французы больше смотрят свои фильмы, в Германии — немецкие, в Китае – абсолютно свои, не говоря уже об Индии. Нам тоже бы хотелось видеть в кино своих героев. Другая проблема – в России мало кинотеатров. При Советском Союзе их было 25 тысяч. В США их сейчас 55 тысяч. В России – всего 2,5 тысячи. В 10 раз меньше, чем требуется для того, чтобы кино стало возвратным за счет продажи билетов. Более того, часто в американских блокбастерах нас показывают довольно карикатурно.
Вы приехали в Севастополь, чтобы принять участие в кинофестивале духовно-нравственного и семейного фильма "Святой Владимир".
Мы обсудили, что у нас плохо ходят на российские фильмы. А фестивали как раз позволяют увидеть картины, которые не показывают в кинотеатрах и наших телеканалах, которые гонятся за рейтингами. Поэтому, чем больше фестивалей, тем больше наши люди смогут увидеть хороших российских фильмов. Я с удовольствием смотрю всю программу фестиваля – о настоящих человеческих отношениях, интересных людях.
Во времена СССР Крым пользовался большим спросом, как площадка для съемок, но и после развала Советского Союза многие режиссеры снимали на полуострове. Как вы считаете, будет ли создан на Ялтинской киностудии мощный кластер кинематографа? Российские кинематографисты могли бы реализовать здесь свои замыслы, а Крым — получить экономический эффект?
В Крыму уникальные места: горы, море. Можно снимать и Марс, и Луну. На Ай-Петри мы и Магаданскую область снимали. Но из-за санкций некоторые наши предприятия и банки сюда не идут. Кинематографисты тоже боятся, что потом их в Канны не пригласят. Я считаю, что нужно глобально поднимать вопрос легализации Крыма. После этого автоматически решатся все остальные вопросы. А пока хотелось бы, чтобы оснастили студии нормальной техникой, чтобы можно было приезжать и снимать.
Вы уже посмотрели фильм Алексея Учителя "Матильда"?
Еще нет.
А что вы думаете о ситуации вокруг этого фильма?
А фильм Алексея Пиманова "Крым" уже посмотрели?
Тоже пока нет.
В 1994 году вы сняли фильм "Мастер и Маргарита". В 2005 году минисериал по одноименному роману Михаила Булгакова снял Владимир Бортко. В чем принципиальные различия этих картин, не считая использования современных технологий съемки и монтажа?
У Бортко мало атмосферы, мало актеры подходят. Замечательный Пилат в исполнении Михаила Ульянова – воин, поставленный над Иудеей, и Кирилл Лавров (Пилат в картине Бортко) очень пожилой артист, который никак не подходит под описание Булгакова и не смотрится в этой роли. А игра Николая Бурляева в роли Иешуа просто гениальна (в картине Бортко эту роль играл Сергей Безруков). Он, кстати, считает роль Иешуа лучшей в своей карьере.
Вы много картин снимали в Крыму. Последняя работа "Гамлет. XXI век". В ближайшее время планируете вернуться на полуостров для съемок?
Речь идет о событиях, предшествующих первой обороне Севастополя?
Фильм о русских моряках, которым был поставлен первый памятник в Севастополе (бой брига "Меркурий" с турецкими линкорами в 1829 году).
В Севастополе русский солдат всегда проявлял высшую отвагу, героизм и жертвенность. Но почему-то до сих пор нет сильного, масштабного фильма о первой и второй оборонах города. Недавно был снят фильм "Битва за Севастополь", но в нем город служит фоном для рассказа о снайпере Людмиле Павличенко. Сейчас очередную попытку снять фильм о героической истории года предпринимает Кирилл Плетнев. Почему пока не получается снять картину, которой достоин город?
Это то, о чем мы говорили – нет поддержки такого проекта. Нужна консолидированная позиция и общественности, и руководства Крыма, и Черноморского флота, и Министерства обороны.