СИМФЕРОПОЛЬ, 18 окт – РИА Новости (Крым). На выходных в поселке Абрау-Дюрсо Краснодарского края прошел шестой Всероссийский саммит виноделов. Производители, ученые, представители Минсельхоза, общественных организаций и эксперты-судьи международного класса подвели итоги года и заложили вектор развития на ближайшее будущее, а также долгосрочную перспективу. О чем говорят виноделы, читайте в обзоре нашего корреспондента.
"Концепция" всему голова
"В РСФСР этот показатель был больше – 15 литров. И у нас можно его удвоить. Конкурент вина – это пиво, которое предпочитает молодежь. Но потребление вина растет. Примерно оно удвоилось с начала 2000-х годов, после кризиса 90-х. И очаги потребления вина – это Москва, Питер и юг (России – ред.) Культура потребления восстанавливается, хотя и медленнее, чем мы хотели бы", – отметил Ковалев.
Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей и председатель совета Российского союза виноградарей и виноделов Борис Титов, приветствуя участников саммита, назвал удавшейся попытку убедить россиян в том, что виноделие – это сфера культуры, необходимая для развития страны, а не сектор алкогольной отрасли. Добиться в этой связи более комфортных условий производства, чем для производителей пивной и водочной продукции, с которыми сегодня виноделы конкурируют на равных, является одной из задач отрасли. Представитель Министерства сельского хозяйства РФ презентовал во время саммита "Концепцию развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период 2016–2020 годов и плановый период до 2025 года" как документ, который поможет начать новый период в работе предприятий отрасли. По словам директора департамента пищевой, перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Евгения Ахпашева, утвердить документ могут до конца 2016 года.
В концепции отображены два этапа мероприятий. Первый (до 2020 года) предусматривает обновление материально-технической базы и создание благоприятного инвестиционного климата, второй (2021-2025 года) – "создание экспортного потенциала Российской Федерации" и "выведение отечественного виноделия на мировой уровень".
"Фактически мероприятия этой концепции начали реализовываться. Совместно с региональными властями и Союзом виноградарей и виноделов удалось добиться того, чтобы была упрощена процедура получения лицензии для производителей вина, которые будут производить не более 50 тысяч декалитров в год, и снижена стоимость такой лицензии", – отметил глава профильного департамента.
Ахпашев проинформировал, что в настоящее время общая площадь виноградников в стране составляет 85 тысяч гектаров.
"К новому году мы достигнем показателя в 87-87,5 тысяч гектаров, – спрогнозировал он. – А к 2025 году планируется достичь 126 тысяч гектаров. По нашим расчетам, для этого нужно закладывать порядка 8-9 тысяч гектаров в год, это достаточно большая цифра. В этом году мы заложим 5 тысяч гектаров", – отметил он.
Глава департамента констатировал рост объема производства виноматериалов и добавил, что в рамках реализации концепции планируется удвоить объем производства виноматериалов из отечественного винограда. Оптимистичный вариант внедрения концепции предполагает амбициозный результат: не только "импортозамещать" винный рынок внутри страны, но и выйти на экспорт после 2021 года.
ЗГУ и ЗМП: что и как
Крымских виноделов на саммите в Абрау-Дюрсо поставили в пример российским производителям вина >>
Производители вина, по мнению Поповича, до конца сами не понимают, как именно должны работать нововведенные в нормативные акты понятия. "Мы еще не договорились между собой, что для нас вино по защищенному месту происхождения (ЗМП). Эти слова: ЗГУ и ЗМП (привязка к конкретному месту – ред.) – наши с вами конкурентные преимущества при продаже вина, и поэтому только мы с вами обязаны разобраться с теми требованиями, условиями, принципами, по которым эти два продукта – ЗГУ и ЗМП – будут на рынке, и чем они будут отличаться. И с консолидированной позицией идти к власти для того, чтобы она нам утвердила, что мы с вами сделаем", – сказал Попович.
При этом он сообщил, что лишь два российских винодельческих предприятия, крымские "Массандра" и "Коктебель", получили лицензию на производство вин, защищенных географическим указанием.
О том, для чего ЗГУ и ЗМП нужны потребителям и производителям по-настоящему качественного вина, говорит статистика по использованию импортного виноматериала. По словам экспертов, лишь 25% российского вина производится из винограда, выращенного собственно в РФ. Для остального используются привозное сырье. На этикетке же указывается, где вино было разлито, например, в Краснодарском крае или в Крыму. Упрекать предприятия, использующие виноматериалы из ЮАР или Чили, бессмысленно. Чтобы заменить его отечественным аналогом, необходимо закладывать виноградники, развивать сельское хозяйство.
Выгода есть, несмотря на санкции
Уделяя пристальное внимание виноделию на полуострове, Российский союз виноградарей и виноделов разработал концепцию развития виноделия в регионе, которую также обсудили во время саммита. Документ предусматривает поддержку развития крупных хозяйств, которые могли бы обеспечить импортозамещение базовому виноматериалу, а также инвестиции в малое виноделие.
"Государство здесь тоже должно сыграть свою роль. Мы предлагали государству: давайте сделаем реестр виноградно непригодных земель, разделим эти земли на участки до 20 га и отдадим людям, которые заинтересованы развивать виноградарство и виноделие как вторую профессию. Такого количества инвесторов у нас много. В России много людей хотят это сделать", – предложил глава Совета организации, бизнес-омбудсмен Борис Титов и подчеркнул, что к настоящему времени концепция не нашла отклика у руководства Республики Крым и Севастополя.
Крымские виноделы, производящие вина ЗГУ, просят дать им статус сельхозпроизводителей >>
По мнению бизнес-омбудсмена, винодельческая отрасль в Крыму постепенно восстанавливается, предприятия выходят на технологический уровень, который соответствует российским требованиям, но процесс еще не закончен. Кроме того, Титов связывает будущее российского виноделия с выращиванием именно автохтонного винограда (который появился и растет в строго определенной зоне – ред.) и предлагает создать в России питомник автохтонных сортов. Такой виноград, считает он, вполне может конкурировать с традиционными сортами. Тем более, из-за санкций у виноделов страны есть проблемы в приобретении саженцев, которые традиционно ввозятся из европейских стран. Обеспечивать рынок саженцами россияне пока не готовы.
Виноградари Севастополя получили 40 млн рублей субсидий на развитие отрасли >>
Сейчас доля российских саженцев винограда составляет 25-30% рынка, остальные 70% приобретаются за рубежом. По словам руководителя управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края Олега Толмачева, в регионе даже разработали и собираются внедрять в следующем году новую меру помощи от государства сельскому хозяйству – поддержку питомниководства.
Культурной отрасли – культурные законы
В целом участники саммита определяют регулирующее их отрасль законодательство как не лояльное к виноделам, ставящее их в одинаковые условия с коллегами по алкогольному цеху – производителями водки и пива – которые несут меньше временных и финансовых затрат на выпуск продукции, а вот урон здоровью населения их товары наносят не меньший.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов указал на неуместность применения в процессе производства вина Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), предназначенной для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
"Если у тебя нет лицензии на спирт, нет спиртового хозяйства внутри, то кого волнует спирт, который получается естественным брожением? Поэтому ЕГАИС поставить от бутылки и далее, но не в процессе производства. Потому что, если из российского винограда делается вино, без применения спирта, – совершенно разумно, что не надо это контролировать", – отметил Титов.
На Дальнем Востоке ждут крымское вино – эксперт >>
"Мы вроде производим сельхозпродукцию, но платим общие налоги. Может, все-таки попробовать сделать так, чтобы не только виноградарство, но и виноделие (уплачивало единый сельхозналог – ред.)? Мы могли бы платить меньшие налоги, используя возможность платить сельхозналог", – пояснил Титов.
Со своей стороны руководитель Управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края Олег Толмачев подчеркнул, что крайне важно не допустить повышения акцизов на вино.
"Мы видим попытку увеличить акцизы. Уже с водкой поиграли в эти игры, акциз подняли очень высоко – водка перешла в тень", – предупредил он.
Толмачев также выразил недоумение "беспредельным", по его словам, прочтением норм закона №171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
"Предприятие, производящее только коньяк, должно заплатить девять с половиной миллионов рублей за лицензию на спирт (производство спирта – ред.) и девять с половиной миллионов – за сам коньяк (производство коньяка – ред.). Совершенно неправильное толкование. Ситуация такая совершенно не годится для развития коньячного производства", – отметил он.
При этом виноделы сходятся во мнении: предлагать нововведения и продвигать документы, которые позволят обеспечить более комфортные условия работы, – их задача. Как и бороться за их корректное воплощение.