Ученые выяснили, почему птицы пережили вымирание, а динозавры – нет

В Москве установилась аномально теплая погода
Ископаемые зубы древних птиц, живших во времена вымирания динозавров, рассказали ученым о том, что предки современных пернатых пережили падение астероида благодаря тому, что научились питаться семенами первых растений.

Веганский бургер с авокадо и фруктами
Ученые нашли гены "вегетарианства" в ДНК жителей Индии, Азии и Африки
МОСКВА, 22 апр – РИА Новости (Крым). Ископаемые зубы древних птиц, живших во времена вымирания динозавров, рассказали ученым о том, что предки современных пернатых пережили падение астероида благодаря тому, что научились питаться семенами первых растений, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"В конце мелового периода, помимо птиц, существовала и относительно слабо изученная группа пернатых динозавров-манирапторов. Они являются ближайшими родичами современных птиц и почти все они, в том числе и зубастые птицы, вымерли после падения астероида, тогда как предки современных птиц его пережили. Возникает вопрос, в чем заключается различие между птицами и манирапторами", — заявил Дерек Ларсон из университета Торонто (Канада).

Бенгальская кошка. Архивное фото
Древние китайцы одомашнили кошек два раза, выяснили ученые
Ларсон и его коллеги нашли объяснение загадке вымирания динозавров и выживания их современных пернатых наследников, изучая останки древних протоптиц, а также зубы различных видов манирапторов, живших на Земле в последние 18 миллионов лет мелового периода.

В общей сложности ученым удалось проанализировать свыше трех тысяч зубов различных видов манирапторов, в том числе дромеозавров и троодонов, предков птиц и прочих мелких динозавров, чьи останки были найдены в формации Хелл-Крик в штате Монтана, и определить их экологическую роль  и стабильность занимаемой ими ниши.

Как объясняет Ларсон, он и его команда проводили такой анализ, следуя популярной сегодня гипотезе о том, что динозавры начали вымирать задолго до падения астероида. Если это было так, то тогда видовое разнообразие (и, соответственно, различия в форме зубов) должно было постепенно падать по мере движения к временной отметке в 65,5 миллионов лет, когда произошла катастрофа.

Окаменелости обнаруженные за пределами Йоханнесбурга
Ученые: мясо двигало эволюцию человека
На самом деле ничего подобного не произошло – численность и разнообразие манирапторов оставалось стабильным до самого конца мелового периода. Это указало на то, что причина вымирания пернатых динозавров и зубастых протоптиц заключалась в чем-то другом.

Проанализировав, какие виды птиц выжили, а какие вымерли, ученые нашли ответ на этот вопрос – по всей видимости, предки современных пернатых смогли пережить катастрофу благодаря тому, что к тому времени они уже успели избавиться от зубов, обзавелись клювом и перешли на питание зернами растений, которые не могли есть динозавры из-за слишком большой механической нагрузки на зубы.

Семена растений, в отличие от листьев, коры и других плодов флоры и фауны, могут храниться в почве или на земле очень долго, сохраняя при этом питательные свойства. Именно это, как считают Ларсон и его коллеги, помогло предкам птиц продержаться до того времени, когда закончилась "метеоритная зима" и растения заново начали расти и производить плоды и листья в достаточном для пропитания количестве.

В мире