СИМФЕРОПОЛЬ, 30 мар — РИА Новости Крым, Варвара Ковалева. Крымские вузы по приказу федеральных властей перевели студентов на дистанционное обучение предварительно до 12 апреля, а школьники испробуют новый метод обучения после каникул, то есть пока ориентировочно с 6 апреля. Как организуют обучение, готовы ли к нему студенты и педсостав, разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
Школы и вузы Крыма официально закрылись на карантин – указ Аксенова >>
Задание для студентов одной строкой
Дистанционное обучение для КФУ стало неожиданностью. И для студентов, и для преподавателей. По словам ректора вуза Андрея Фалалеева, требуемый формат - это всего лишь занятия с помощью сети, исключающий взаимодействие преподавателей и студентов.
"Все остальное остается в силе. Реализация будет зависеть от привычек и технологий, который уже сформировались на кафедрах", - сказал Фалалеев на видео в одной из групп КФУ в социальных сетях, где, собственно, и проходит в данный момент обучение.
Как рассказали РИА Новости Крым сами студенты, работа была организована с большой спешкой и без четкой организации. Первое впечатление от "обучения" – недоумение.
"В плане организации деятельности преподавательский состав продумал все очень плохо. Первая неделя вообще прошла мимо. Самая важная проблема – то, как учат нас сейчас, я считаю, совсем не дистанционное обучение, - делится одна из студенток. – Свалить задания на студентов с одной строчкой объяснений – это не выход. К тому же у многих, может, просто нет технических возможностей быть онлайн в определенное время".
В одном из пабликов КФУ студенты делятся впечатлениями.
"Все свободное время идет на поиск обсуждений, переход из одной группы в другую, чтобы найти нужную ссылку и задание. Путаница изначальная с этим всеми группами и посещением. Организация явно хромает!" - отметил один из пользователей.
Как, оказывается, важно "глаза в глаза"
Другие студенты обратили внимание на то, что без зрительного и личного контакта информация воспринимается по-другому.
"По телефону можно говорить и отвлекаться на различные факторы, а при зрительном контакте лицо в лицо намного проще и уже меньше обращаешь внимание на внешние раздражители", - пишет другой пользователь.
Один из преподавателей рассказал РИА Новости Крым, что раньше общение в онлайн не было проблемой, но в условиях полного погружения в Сеть бывает трудно.
"Самый главный вопрос и задача в нынешних условиях – собрать всех студентов в одно время в указанной группе. Да, здесь могут быть трудности: не всегда возможна быстрая обратная связь, "плюсик" (значок того, что студент присоединился к беседе) еще не значит, что студент готов выполнить или выполняет задание, четко его усвоил, - поделился с РИА Новости Крым один из педагогов. - В онлайн, даже если речь идет о видеосвязи, отсутствует полноценный эффект присутствия и общения "глаза в глаза", когда по невербальным признакам, сомнениям или заданным вопросам преподаватель понимает, кто и как усвоил материал".
Он добавил, что у всех есть понимание, что такая мера – вынужденная. Однако механизм до сих пор не отлажен. У кого-то отключился интернет, разрядился ноутбук и так далее.
Впрочем, есть и плюсы. В таком режиме в учебном диалоге сохраняется все переписка, и студент, пропустивший пару, сможет позже усвоить материал.
Кого смартфоны не коснулись
Ректор университета Андрей Фалалеев рассказал РИА Новости Крым, что дистанционное обучение – сложная задача для вуза, однако сложности не связаны с техническим процессом.
"Особенность в том, что на дистанционное обучение должен перейти тотально весь вуз, и поэтому зачет идет "по последнему прибежавшему". Есть кафедры и преподаватели, которые имеют большой опыт дистанционного обучения. Совершенно спокойно и быстро они предоставили материал и перевели студентов на дистанцию, - говорит Фалалеев. - Но проблема в том, что тотальность требуется от всех преподавателей. И вот здесь мы не можем сказать, что сто процентов преподавателей были готовы технологически, даже ментально перейти на дистанционную форму. Условно говоря, многие считали, что цивилизация, смартфоны, интернет их вообще не касаются".
"Сейчас еще идет переходный период. В целом уже 85 процентов успешно перешли и адаптировались. Ежедневно мы ведем анализ и мониторинг ситуации, в пятницу подводим итоги недели. Шоковый этап прошел, теперь начинаем бороться за качество. Уже обсуждаем, как проводить итоговую аттестацию, экзамены. Главная проблема – идентифицировать отвечающего", - говорит Фалалеев.
Когда есть платформа
В Севастопольском госуниверситете, как рассказала РИА Новости Крым одна из студенток, обучение организовали по аналогии с крымским вузом: с помощью сети "ВКонтакте". Но в отличие от крымских коллег у студентов есть альтернатива – бесплатная платформа для обучения Moodle.
"У нас тоже многие недовольны всей этой "дистанционкой", - поделилась студентка. – Даже не потому, что сложно, а потому, что непривычно. Если в более развитых странах дистанционное обучение уже в порядке вещей, то наша система образования похожа на систему СССР, поэтому ей трудно перестроиться на такой необычный формат".
При этом, добавила она, в севастопольском университете еще до введения дистанционного обучения пользовались специальной платформой.
"Там у каждого студента есть личный кабинет, заходя в который сразу фиксируется время, когда он заходил, отображаются курсы, которые надо пройти. Это чаще всего лекции с тестами или дополнительными заданиями, выполнив их, можно скинуть документом на проверку. Преподаватели это все смотрят, ставят оценки. По окончанию курса выводится общая оценка", - рассказала студентка.
Как учат в школе
Если студенты уже попробовали на "вкус" дистанционное обучение, школьников новый формат ждет с 6 апреля.
Министр образования и молодежи Крыма Валентина Лаврик рассказала, что все эти события стали непростым испытанием для образовательной системы полуострова. По ее словам, каникулы помогли подготовиться некоторым школам к обеспечению электронного обучения, при этом некоторые начали учиться дистанционно уже на этой неделе.
"Школы озадачены, им нужно очень быстро изучить все методические рекомендации и документально и методически подготовиться к реализации такого обучения. Для тех ребят, кто находится на каникулах до 29 марта, больше времени на то, чтобы морально подготовиться к такому процессу обучения и подыскать другие механизмы, которые смогли бы качественно обеспечить получение и передачу данных по итогам учебного процесса", - пояснила министр образования в эфире радио "Спутник в Крыму".
Лаврик отметила, что образовательное ведомство столкнулось с проблемой нехватки ресурсов для дистанционного обучения у детей из сельской местности. Сейчас министерство озадачено решением этих проблем.
В данный момент власти рассматривают два варианта обучения школьников. Видео-уроки - когда учитель ведет урок в общей конференции с детьми, а затем получает обратную связь в виде домашних заданий. Альтернатива – выдавать детям задание блочно. Это будет сокращенный, визуализированный, рационально обработанный материал для изучения, рассказала министр.
"Очень сложно будет тем детям, у кого не сформированы самостоятельность, организованность, которые с первого класса никогда не занимались уроками сами. Вокруг них всегда были родители и репетиторы, которые, видимо, приносят им не только пользу, но и вред. Когда создаются условия гиперопеки, это всегда во вред", - убеждена Лаврик.
Она напомнила, что у родителей детей с первого по 4-й класс, которые не могут отлучиться от работы, есть возможность оставить ребенка на обучение в школе.
"Таким родителям нужно просто написать заявление в образовательную организацию. И если в группе будет 12 человек, то образовательная организация может организовать время пребывания этих детей в учебном учреждении", - отметила Лаврик.
Чтобы дистанционное обучение для школьников было успешным, нужно отработать четкий и простой алгоритм, а также подготовить специалистов, уверена министр.
А насколько программы и учителя эффективны, а ребята обучаемы таким способом, очень скоро покажет время.