Рожденные под стук колес: история семьи железнодорожников из Феодосии
История династии железнодорожников Павловых - Киреевых - Яновских из Феодосии
День ее начинается в шесть утра - не с чашки кофе, а с телефона. Звонок дежурному по станции: "Как прошла ночь? Что выгрузили-подали-забрали?" Дальше - планерка, инструктаж, координация работы - весь день этой красивой молодой женщины четко распланирован. Ровно десять лет Елена Яновская - начальник железнодорожной станции "Феодосия". До этого два десятилетия "хозяйкой" станции была ее мама - Людмила Николаевна Киреева, еще раньше - дедушка - легендарный Николай Васильевич Павлов, который заботился о станции целых 26 лет...
РИА Новости Крым в Год семьи в России продолжает спецпроект "Династии Крыма". В нем рассказываем о семьях крымчан, где профессия передается из поколения в поколение.
"Мы родились под стук колес"
"Мы родились под стук железнодорожных колес. Еще дед был дежурным станции на Одесской дороге. Он был таким прямо движенцем до глубины души. Посадит меня и начинает экзаменовать: "Так, рассказывай, как подается такой-то гудок". Потом папа - ему постоянно звонили, все эти разговоры... С мамой носили ему на станцию обеды. Я в этом росла, это впитала", - Людмила Николаевна сейчас уже на пенсии. Помогает старшей дочери с внуками в Москве. Родную станцию "передала по наследству" младшей дочке Елене в 2014 году, оставив за плечами 40-летний путь железнодорожника - от сигналиста до руководителя крупного коллектива.
Людмила Николаевна Киреева
© РИА Новости Крым . Фото из личного архива Елены Яновской
Начинала на станции "Крым", обслуживающей Керченскую паромную переправу: "Хорошие были учителя. Те вот еще дядьки, как мы их называем, - сильные, дружные, сплоченные, готовые прийти на помощь. Они и научили работать". Потом перевели на "Керченский завод" - замначальника станции. Феодосийское назначение случилось в 1994-ом, в год столетия станции, когда на пенсию ушел ее отец.
"Железная дорога - это зона повышенной опасности, это дисциплина: всегда необходимо прийти на помощь коллегам, в любое время суток - на связи. Но еще - это вся наша жизнь. Призвание, если хотите", - признается Людмила Николаевна.
Прицепной днепропетровский
- Пойдем к маме?
- Пойдем!
Николай Васильевич вместе с маленькой внучкой Леной в очередной раз отправляются на станцию. На путях - прицепной вагон "Феодосия-Днепропетровск". Его перегонят во Владиславовку и там подцепят к составу "Керчь-Симферополь-Днепропетровск".
- Вот смотри, это вагон, который когда-нибудь повезет тебя в институт. Пообещай, что поедешь учиться и тоже станешь железнодорожником.
Николай Васильевич Павлов, который заботился о станции Феодосия 26 лет
© РИА Новости Крым . Фото из личного архива Елены Яновской
"Ну а мне 14 лет, и мне надо микрофон, на сцене петь, выступать. Подумала: "Пообещаю, потом, как карты лягут". А в одиннадцатом классе дедуля скончался. На похоронах стояла, и про себя твердила: "Пообещала. Буду железнодорожником"… Очень трудно было без дедушки - он был нам наставником", - вспоминает Елена.
Она окончит Днепропетровский институт инженеров транспорта (ДИИТ), станет дежурным по станции "Айвазовская", потом десять лет проработает в управлении железной дороги в Симферополе - и безоговорочно влюбится в эту работу. Последние десять лет своего профессионального пути Елена Юрьевна Яновская занимает пост начальника станции "Феодосия". В ее кабине до сих пор стоит дедушкино рабочее кресло.
Николай Васильевич Павлов
© РИА Новости Крым . Фото из личного архива Елены Яновской
Легендарный "батя" Павлов
На станции "Феодосия" есть музей. На почетном месте - телеграмма первого министра путей сообщения Российской Федерации Геннадия Фадеева, датированная 1994 годом. Год, когда Николай Васильевич Павлов вышел на пенсию.
В музее станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Экспонаты музея станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Экспонаты музея станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
1. 2. 3.
В музее станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Экспонаты музея станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Экспонаты музея станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
"Не каждого, наверное, так отметят. Дело в том, что станция была в упадническом состоянии. Дедушку назначили в 1968-ом, и он сделал ее показательной на территории всего СССР. И этот музей - тоже его детище", - мы разговариваем с Еленой среди макетов железнодорожных цистерн, старинных самоваров, фотографий сотрудников, брошюр с расписаниями…
Все это - признание в любви железной дороге, которой Николай Васильевич посвятил более полувека своей жизни.
"Война застала его 17-летним, на станции Кенигсберг (современный Калининград - ред.). Он поехал туда проводить путейские работы, и остался один: остальные ушли на фронт либо погибли. То есть, в 17 лет он, по сути, был назначен начальником станции, сумел ее отстоять, закрыл, не пустил фашистов. Потом служил в железнодорожных войсках… Дело в том, что он - железнодорожник душой. Конечно, все его здесь называли "батей".
Коллектив железнодорожной станции Феодосия
© РИА Новости Крым . Фото в музее станции Феодосия
Большая железнодорожная семья
"Самое главное для меня - коллектив. Мама тоже была толерантный руководитель, но строгий. Дедушка - никогда не кричал, не ругался, но пользовался огромным уважением. Стараюсь соответствовать. А сейчас у многих сотрудниц мужья на СВО. Конечно, для жен и матерей – это вопрос номер один, поэтому стараюсь, чтобы люди чувствовали расположение и поддержку руководителя", - говорит Елена.
Елена Юрьевна на рабочем месте
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Мы стоим на верхнем этаже главного административного здания. Это стеклянный "аквариум", который восстановили совсем недавно - после атаки ВСУ на Феодосийский порт. Здесь находится рабочее место дежурного по станции. В ту страшную ночь к отправлению готовили несколько поездов. Удар! Елена тут же мчится на станцию, по пути кричит в трубку дежурной: "Вика, покидай рабочее место! Открывай сигнал и уходи!"
- Она же чья-то дочь, мама, жена. Если бы с ней что-то случилось, я бы никогда себе не простила…
…Еще удар. Тысяча осколков. Виктория - сама супруга бойца СВО - успевает сработать по регламенту, открыть сигнал, доложить по форме и спастись между лестничными пролетами. В это время Елена уже на станции…
...Дальше будет новый день и новые задачи. Поезда должны уходить по расписанию, грузы - следовать в пункты назначения, пассажиры - преодолевать километры навстречу к своим любимым людям. Все это - задача большой железнодорожной семьи.
19:15 10.03.2024 (обновлено: 09:21 11.03.2024)