Православных храмов в Крыму много: они есть практически в каждом селе, есть на нехоженых тропах в горах, красавицы-церкви, построенные именитыми архитекторами, возвышаются на скалах Южнобережья. Есть новенькие, которым нет и десятка лет, а есть храмы, вросшие в землю – очень древние, покрытые патиной времени.
Пожалуй, сама древняя церковь России, которая действует до сих пор, расположена в Керчи. Храм Иоанна Предтечи. Нынешнее здание выстроено на фундаменте базилики VI века. Сам храм был возведен в VIII веке. Сейчас он – часть расширенного собора. Храм такой древний, что еще в прошлом веке среди местного населения бытовала легенда, что он найден в море апостолом Андреем Первозванным, который пришел сюда проповедовать евангелие. А следы на камне около входа – отпечатки его ног, оставленные, когда он усердно молился под сводами. На самом же деле эти отметины – следы от мраморного изображения античного героя или бога, так как камень, встроенный в пол – всего лишь подножие статуи.
Немногие знают, что в Севастополе в городской черте действуют сразу два Владимирских собора. Один в городе, а второй – тоже в городе – на мысе Херсонес. Владимирский собор – усыпальницу адмиралов начали строить в 1825 году. Изначально он должен был вырасти на месте крещения благоверного русского князя. Но так как в Севастополе храмов было очень мало, то построить собор было решено в центре тогдашнего Севастополя. Строительство было долгим, в склепе сооружения захоронены адмиралы Черноморского флота – Корнилов, Истомин, Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя. А позже - многие другие военные высших чинов. Нашел в соборе свое последнее упокоение и адмирал Лазарев, который отдавал приказ о его возведении.
Расскажем про две уникальных Никольских церкви. Одну из них сложно не заметить на склонах холмов, окружающих Севастополь. Храм-пирамида Святого Николая – православный памятник на Братском мемориальном кладбище, один из главных архитектурных символов города-героя. Храм уникальной формы, за его создание архитектор Авдеев удостоился звания академика архитектуры. Церковь была построена после Крымской войны на народные средства, стекавшиеся в Севастополь со всей России.
Идея пирамиды – это идея вечной памяти, и на стенах необычного сооружения на диоритовых досках высечены наименования воинских частей, которые отстаивали Севастополь, и количество воинов, павших на поле боя.
В годы Великой Отечественной войны храм, как и подавляющее большинство зданий в городе, сильно пострадал, с него упал каменный крест весом 24 тонны. В 2012 году главный символ христианства снова водрузили на вершину Свято-Никольской церкви.
Достаточно новый храм-маяк Святителя Николая расположился прямо на морском обрыве в селе Малореченское на Южном берегу – между Алуштой и Судаком. Здесь за частные средства в середине 2000-х был возведен целый храмовый комплекс в память погибших на водах. Храм, несмотря на сложности рельефа, строили очень быстро – потребовалось всего два года. Он украшен прекрасными мозаиками, в оформлении преобладает морская тематика, а под главным крестом установлен маячный фонарь.
Пожалуй, сама древняя церковь России, которая действует до сих пор, расположена в Керчи. Храм Иоанна Предтечи. Нынешнее здание выстроено на фундаменте базилики VI века. Сам храм был возведен в VIII веке. Сейчас он – часть расширенного собора. Храм такой древний, что еще в прошлом веке среди местного населения бытовала легенда, что он найден в море апостолом Андреем Первозванным, который пришел сюда проповедовать евангелие. А следы на камне около входа – отпечатки его ног, оставленные, когда он усердно молился под сводами. На самом же деле эти отметины – следы от мраморного изображения античного героя или бога, так как камень, встроенный в пол – всего лишь подножие статуи.
Немногие знают, что в Севастополе в городской черте действуют сразу два Владимирских собора. Один в городе, а второй – тоже в городе – на мысе Херсонес. Владимирский собор – усыпальницу адмиралов начали строить в 1825 году. Изначально он должен был вырасти на месте крещения благоверного русского князя. Но так как в Севастополе храмов было очень мало, то построить собор было решено в центре тогдашнего Севастополя. Строительство было долгим, в склепе сооружения захоронены адмиралы Черноморского флота – Корнилов, Истомин, Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя. А позже - многие другие военные высших чинов. Нашел в соборе свое последнее упокоение и адмирал Лазарев, который отдавал приказ о его возведении.
Расскажем про две уникальных Никольских церкви. Одну из них сложно не заметить на склонах холмов, окружающих Севастополь. Храм-пирамида Святого Николая – православный памятник на Братском мемориальном кладбище, один из главных архитектурных символов города-героя. Храм уникальной формы, за его создание архитектор Авдеев удостоился звания академика архитектуры. Церковь была построена после Крымской войны на народные средства, стекавшиеся в Севастополь со всей России.
Идея пирамиды – это идея вечной памяти, и на стенах необычного сооружения на диоритовых досках высечены наименования воинских частей, которые отстаивали Севастополь, и количество воинов, павших на поле боя.
В годы Великой Отечественной войны храм, как и подавляющее большинство зданий в городе, сильно пострадал, с него упал каменный крест весом 24 тонны. В 2012 году главный символ христианства снова водрузили на вершину Свято-Никольской церкви.
Достаточно новый храм-маяк Святителя Николая расположился прямо на морском обрыве в селе Малореченское на Южном берегу – между Алуштой и Судаком. Здесь за частные средства в середине 2000-х был возведен целый храмовый комплекс в память погибших на водах. Храм, несмотря на сложности рельефа, строили очень быстро – потребовалось всего два года. Он украшен прекрасными мозаиками, в оформлении преобладает морская тематика, а под главным крестом установлен маячный фонарь.
Еще один храм, по которому ориентируются мореплаватели – Форосская церковь Святого Воскресения Христова. Ее крайне удачное расположение на горном уступе попало, пожалуй, во все путеводители по Крыму. Памятник архитектуры, церковь была построена в конце ХIХ века на средства купца первой гильдии Александра Кузнецова, который зарабатывал на торговле чаем. Храм посвящен чудесному спасению императора Александра III и его семьи во время крушения поезда. С площадки перед церковью любовались окрестными пейзажами и другая царская семья - Николая II, и писатель Чехов, и множество других известных в России людей. А после того, как «культовое сооружение» закрыли большевики – посетители ресторана, устроенного прямо в здании. Во время Великой Отечественной местное население приходило молиться в оскверненный храм о даровании победы нашему Отечеству. Здесь же нашли пристанище позже зверски замученные фашистами партизаны. В 1981 году храм был совсем запущен: стоял без куполов, кровли, фрески и мраморные панели в нем погибли или были разворованы, но уже через шесть лет в здании начались реставрационные работы - по поручению супруги первого президента СССР Раисы Горбачевой. Более глобальная реставрация жемчужины храмового искусства Южнобережья была проведена в 2004 году.
Практически все Южнобережные церкви в позапрошлом веке строились при том или ином содействии императорской семьи. Например, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде. Он был возведен в имении и по заказу великого князя Константина Николаевича Романова – внука Николая I и украшен муранскими мозаиками итальянского мастера-стеклодела Антонио Сальвиати. В богато убранном храме византийского стиля служил впоследствии канонизированный РПЦ Иоанн Кронштадский. Здесь же на службах присутствовали все члены императорской фамилии. После революции храм был закрыт, в его стенах хранили картошку и свеклу, строительные материалы, оборудовали механические мастерские. Практически все мозаики, в том числе и уникальная в иконографии, изображающая юного Христа, погибли. После развала СССР храм возродили и отремонтировали. Он – настоящее украшение ялтинской архитектуры.
А самый старый храм самой Ялты, в состав которой сейчас входит поселок Ореанда – церковь Святителя Иоанна Златоуста, одна из визитных карточек города, его архитектурная доминанта, изображенная практически на всех старинных картинах и литографиях. Архитектор бывшей главной городской церкви – один из архитекторов, с нуля выстроивший Одессу, Георгий Торичелли. В проекте, который утвердил англоман граф Михаил Воронцов, решили остановиться на неоготике: стрельчатые окна и колокольня в три яруса, которая стала навигационным ориентиром для моряков. Храм освятили 16 сентября 1837 года, а на следующий день Ялте был присвоен статус города.
Через сорок лет после постройки городской архитектор Николай Краснов немного перестроил собор, приведя его к византийскому стилю. В 1937 году храм был закрыт, а в 1942 – сожжен неизвестными. Осталась только колокольня, которая простояла «в одиночестве» как навигационный знак. В 1997 году заново выстроенный по эскизам Торичелли храм снова открыл двери для верующих.
Практически все храмы полуострова были очень удачно вписаны их создателями в окружающую городскую застройку. Так произошло и с евпаторийским храмом святого пророка Илии. Расположенный непосредственно на набережной, он предстает во всем своем величии с моря - стены грубого камня, нарочитый «мужской» вид этого храма удачно вписывается в ансамбль так называемого евпаторийского «малого Иерусалима»: рядом возвышаются бело-голубые купола Николаевского собора и мечеть Джума-Джами.
Эта церковь всегда принадлежала грекам. И поэтому в годы безбожия ее закрыли позже других, так как греки Евпатории имели иностранное подданство. Международного скандала властям не хотелось.
Храм до сих пор с достоинством несет шрамы, доставшиеся ему во время Великой Отечественной: здесь шла высадка знаменитого и трагического Евпаторийского десанта.
Практически все Южнобережные церкви в позапрошлом веке строились при том или ином содействии императорской семьи. Например, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде. Он был возведен в имении и по заказу великого князя Константина Николаевича Романова – внука Николая I и украшен муранскими мозаиками итальянского мастера-стеклодела Антонио Сальвиати. В богато убранном храме византийского стиля служил впоследствии канонизированный РПЦ Иоанн Кронштадский. Здесь же на службах присутствовали все члены императорской фамилии. После революции храм был закрыт, в его стенах хранили картошку и свеклу, строительные материалы, оборудовали механические мастерские. Практически все мозаики, в том числе и уникальная в иконографии, изображающая юного Христа, погибли. После развала СССР храм возродили и отремонтировали. Он – настоящее украшение ялтинской архитектуры.
А самый старый храм самой Ялты, в состав которой сейчас входит поселок Ореанда – церковь Святителя Иоанна Златоуста, одна из визитных карточек города, его архитектурная доминанта, изображенная практически на всех старинных картинах и литографиях. Архитектор бывшей главной городской церкви – один из архитекторов, с нуля выстроивший Одессу, Георгий Торичелли. В проекте, который утвердил англоман граф Михаил Воронцов, решили остановиться на неоготике: стрельчатые окна и колокольня в три яруса, которая стала навигационным ориентиром для моряков. Храм освятили 16 сентября 1837 года, а на следующий день Ялте был присвоен статус города.
Через сорок лет после постройки городской архитектор Николай Краснов немного перестроил собор, приведя его к византийскому стилю. В 1937 году храм был закрыт, а в 1942 – сожжен неизвестными. Осталась только колокольня, которая простояла «в одиночестве» как навигационный знак. В 1997 году заново выстроенный по эскизам Торичелли храм снова открыл двери для верующих.
Практически все храмы полуострова были очень удачно вписаны их создателями в окружающую городскую застройку. Так произошло и с евпаторийским храмом святого пророка Илии. Расположенный непосредственно на набережной, он предстает во всем своем величии с моря - стены грубого камня, нарочитый «мужской» вид этого храма удачно вписывается в ансамбль так называемого евпаторийского «малого Иерусалима»: рядом возвышаются бело-голубые купола Николаевского собора и мечеть Джума-Джами.
Эта церковь всегда принадлежала грекам. И поэтому в годы безбожия ее закрыли позже других, так как греки Евпатории имели иностранное подданство. Международного скандала властям не хотелось.
Храм до сих пор с достоинством несет шрамы, доставшиеся ему во время Великой Отечественной: здесь шла высадка знаменитого и трагического Евпаторийского десанта.
Автор Ольга Леонова, Анна Петрова, Ирина Мезенцева
Дизайн Дмитрий Вертипрахов
Фото и видео: Дмитрий Макеев и Михаил Макеев
Дизайн Дмитрий Вертипрахов
Фото и видео: Дмитрий Макеев и Михаил Макеев
При подготовке проекта использовались материалы Государственного историко-археологического музея «Херсонес Таврический», Крымской митрополии, Государственного музея истории религии, сайта Кремля.