Рейтинг@Mail.ru
"В избу – ядро, в семью – добро": история и обычаи Старого Нового года - РИА Новости Крым, 13.01.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон
Радио "Спутник в Крыму"

"В избу – ядро, в семью – добро": история и обычаи Старого Нового года

© Гостелерадио (1980)Кадр из фильма "Старый Новый год"
Кадр из фильма Старый Новый год
Читать в
ДзенTelegram
СИМФЕРОПОЛЬ, 14 янв – РИА Новости Крым. В ночь с 13 на 14 января в России и ряде стран постсоветского пространства отмечается традиционный Старый Новый год. Все, кто не успел загадать желание в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января, могут сделать это сегодня. Считается также, что этот день благоприятен для гаданий и предсказаний. Об истории, традициях и приметах Старого Нового года в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал доцент кафедры культурологии философского факультета КФУ Андрей Синичкин.
По словам Синичкина, история праздника уходит в языческие времена, к культурному наследию предков, когда большое значение отводилось символизму. С помощью предметов и обрядов люди проявляли поклонение и почитание божеству, а также выражали пожелание родственникам и соседям.
"13 января как Старый Новый год – это не только символ, но и часть идентификации нашей культуры. Праздник ведет начало с языческих времен – с Васильева вечера или славянского Нового года. Эту традицию приняло и Православие", - говорит Синичкин.
В 65 году до нашей римский император Гай Юлий Цезарь ввел Юлианский календарь летоисчисления, который просуществовал вплоть ХVI века. На смену ему пришел Григорианский отсчет времени. В России переход от Юлианского к Григорианскому календарю инициировал Владимир Ленин: страна приняла новый стиль летоисчисления 14 февраля 1918 года.
Салат Оливье на фоне новогодней елки. - РИА Новости, 1920, 06.01.2022
Как привлечь удачу на год: топ старинных народных ритуалов
Однако Православная церковь продолжает справлять свои праздники по старому стилю Иерусалимской пасхалии, которая придерживается юлианского календаря. Синичкин отмечает, что разница между календарями каждые 300-400 лет набирает трое суток. В ХХ веке эта разница составила 13 суток - в результате чего и появился этот уникальный праздник - Старый новый год.
"Языческий, мистический и христианский дух праздника привел к тому, что это событие отмечают определенным образом. Предки считали, что Новый год как праздник относится к магии первого дня: с первого числа начинается что-то новое. Люди кроме празднования пытались погадать и определить свой следующий год", - поясняет культуролог.
По некоторым версиям, к концу года активизировалась всяческая нечисть, которая и давала подсказки на будущее. Особенно массово были распространены гадания среди незамужних девушек. Так, например, в "предновогоднюю" ночь девушки пекли блины, потом запускали на кухню кошку: чей блин она выберет – той девушке и суждено выйти замуж в новом году. Также незамужние гадали на поленнице дров: не глядя брали их в охапку, а потом считали – если получалось парное количество – выйдет замуж, непарное – нет.
Известны и другие гадания на суженного: бросать сапог – куда носок покажет, там и живет жених, или выглядывать его в окно. Закрывали колодцы, топили воск, жгли бумагу над свечей – искали подсказки на будущее. Все это делалось в ночь, когда гуляла всякая нечисть.
Послепраздничное безденежье и как с ним бороться: крымчане дали советы - РИА Новости, 1920, 10.01.2022
Послепраздничное безденежье и как с ним бороться: крымчане дали советы
А традиционные "колядки", по словам Синичкина, появились как способ социализации молодежи к старшим. В рамках аграрной культуры поздравлять родственников и соседей было гораздо проще: все жили компактно. Согласно обычаю, на утро 14 января ряженая и раскрашенная молодежь бегала по избам и домам и "посевала" хозяев зерном или крупой.
Считалось: "в избу – ядро, в семью – добро". После хозяева собирали зерна руками. Важно было собрать каждое по отдельности: чем больше зерен в кулаке - тем щедрее будет год. А по количеству прибежавших колядовщиков оценивали авторитет хозяев.
"Из вечеров делали представления. В этом была социализация – радость человеческого общения. Обрядовая деятельность выглядит несколько архаично, хотя весело и замечательно", - отмечает Синичкин.
В нынешнее время в рамках урбанистической культуры, когда вся родня живет раздельно, стало сложнее воплощать традиции, заключил культуролог.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала