Как будет развиваться один из самых ярких и одновременно самых сложных городов Крыма – Ялта, каково руководить городом после многих лет в бизнесе, действительно ли предприниматель и чиновник работают по-разному, как власти будут договариваться с населением по южнобережной застройке – об этом и многом другом в эксклюзивном интервью главы администрации Ялты Янины Павленко РИА Новости Крым.
"Невозможно руководить городом, не используя бизнес-практики"
- Вы на посту четыре месяца. Как впечатления после многих лет работы в бизнесе?
- Если честно, я в восторге от работы. Да, для меня она совершенно новая, много тонкостей и нюансов. Но за эти четыре месяца я поняла главное: те бизнес-инструменты, которыми я пользовалась на протяжении 20 лет работы в коммерции, очень эффективны и в административной работе. Сегодня я уже вижу реализацию ряда своих идей как раз благодаря применению бизнес-подходов на муниципальной службе.
- Удалось уже приступить к воплощению каких-то из озвученных вами на конкурсе задач? У вас были амбициозные цели.
- В первую очередь я приступила к увеличению доходной части бюджета, потому что это основа развития города. Доходы бюджета города сегодня – 4,9 млрд рублей, в том числе трансферты 3,1 млрд рублей, и лишь 1,8 млрд рублей – собственные доходы. Мы понимаем, что это мизер.
Доходная часть формируется из двух источников. Первая – налоговые поступления. Здесь основная задача – выведение бизнеса из тени, создание комфортных условий для "белой" работы предпринимателей, независимо от того, кто это: маленький частник или большой инвестор. Кроме того, всем частным застройщикам и крупным инвестиционным компаниям, которые приходят работать на территорию Большой Ялты, мы сегодня предлагаем регистрировать здесь обособленное подразделение, чтобы налоги платились именно в местный бюджет, а не на материк. Результат уже есть: за I-й квартал мы видим увеличение доходной части.
Вторая статья доходов – эффективное использование муниципального имущества. Это аренда земли и объектов капитального строительства. В настоящий момент я завершаю глубокий анализ и инвентаризацию всех объектов муниципальной собственности. Более 200 исков уже подано в суды на расторжение прав аренды на земельные участки, в том числе с их неосвоением, чтобы в дальнейшем максимально использовать этот актив для привлечения инвестиций. Со всеми, кто не освоил земельные участки в установленный законом срок, мы расторгаем договор. Как правило, речь идет о коммерции и рекреации: гостиницы, магазины, пансионаты и пр.
"Ялта превратилась в каменные джунгли"
- Одна из глобальных задач,за которую вы обещали взяться, – разработка нового генплана Ялты. Однако предыдущий был принят всего пару лет назад. Чем он не устраивает город?
- Сегодня мы, к сожалению, видим, что Ялта превратилась в каменные джунгли с безумной хаотичной застройкой без соблюдения градостроительных и архитектурных норм. Не говоря уже об эстетическом наполнении пространства. Вынуждена констатировать: действующий генплан (принятый в 2018 году – ред.) – абсолютно коммерческий. Запроектированные им изменения отражают в большей степени интересы коммерческих застройщиков.
Изменения, которые инициировали мы и которые должны завершиться к концу года, сделают новый генплан документом социальной направленности. В первую очередь мы должны учесть, что на территории Большой Ялты сегодня не хватает общественных пространств, мест общего пользования, парков, скверов. С другой стороны, не хватает объектов социальной инфраструктуры.
- Кто их будет исправлять? Кто разрабатывает новый генплан?
- Новый документ разрабатывает московский институт "Градплан". Это серьезная организация, они скрупулезно подошли к оценке нашей территории для реализации поставленных задач. А задача, еще раз скажу, - это удовлетворение социальных потребностей населения.
- Общественные слушания будут?
- Конечно. Без них генплан ни в коем случае не будет утвержден. Мы планируем провести их в октябре-ноябре и к концу года утвердить документ.
Застроенный Крым: проблема и поиск решений >>
Проводится проверка более 500 фактов застройки
- А как быть с теми объектами, которые уже строятся? Будут они как-то приводиться в соответствие с новым генпланом? И есть ли вообще контроль за этими стройками?
- Во-первых, не надо забывать, что любые изменения в генеральный план должны учитывать уже сложившуюся специфику территории. Если выдавались разрешительные документы, то отменяться они могут только в установленном законом судебном порядке. А не просто путем внесения изменений в генплан.
Что касается текущей ситуации, то Глава Республики специально создал рабочую группу, куда вошли представители прокуратуры, силовых ведомств, надзорных ведомств в сфере строительства и архитектуры, главный архитектор Крыма и представители администрации Ялты.
Именно сейчас комиссия этой рабочей группы проводит проверку более 500 фактов застройки. И это не окончательное число. В настоящий момент идет серьезный анализ сложившейся градостроительной ситуации, после проверки последуют соответствующие выводы.
"У меня она вызывает такое же возмущение"
- За последние три-четыре месяца в Ялте было несколько громких историй: усадьба Меллер-Закомельских в центре, парк в Форосе, Пионерский парк в Алупке. Складывается впечатление, что проблемы долго накапливались. И возникают они быстрее, чем их успевают решить. Реально ли в принципе избавить ЮБК от проблемы хаотичной застройки? Чего не хватает для перелома ситуации?
- Во-первых, нужна хорошая градостроительная документация. Нужен документ реального комплексного развития территории, который бы ограничивал эту хаотичную застройку. И конечно, корректировка генплана, правил землепользования и застройки.
Если сегодня мы не приведем в порядок эти документы, все остальные шаги бессмысленны. Потому что даже сегодня все скандальные застройки, которые "выстреливают", оказывается, ведутся в соответствии с требованиями и действующими нормами законодательства. То есть причина – в несовершенстве основополагающего документа. Вот почему мы сразу взялись именно за градостроительную документацию.
Что касается строек прошлых времен, то, безусловно, здесь для комплексного развития территории возможно только применение законных инструментов: выкуп объектов с компенсацией людям потраченных средств и, соответственно, развитие территорий так, как это уже запланировано в комплексе. По-другому не получится.
В Ялте проверят очередной "распил" зеленой зоны под застройку >>
- В те 500 объектов, которые вы упомянули, входит 22-этажная высотка, которая строится на границе с Форосским парком?
- Да, входит. У меня она вызывает такое же возмущение, как, наверное, у любого нормального человека, который сразу видит: это уродливое сооружение испортило и вид, и красоту природного ландшафта. То, что она там неуместна, не стоит даже обсуждать. И здесь очень важно, к каким выводам придет рабочая группа.
Мы не наведем порядок, если не начнем справляться с такими объектами. Но надо понимать: за любым из них стоят, как правило, добросовестные приобретатели. В этом доме их около 200, они заплатили кровные деньги – а многие копят несколько десятков лет, чтобы потом приобрести себе квартиру на ЮБК. И сегодня их вполне можно отнести к обманутым дольщикам.
Поэтому у каждой проблемы есть две стороны. И невозможно сходу понять, как правильно поступить. На одной чаше весов – недобросовестные застройщики, уродующие ландшафт и архитектурный облик побережья, на другой – живые невинные люди.
Стандарты должны быть для всех
- Кажется, какой темы в Ялте ни коснись, все равно наткнешься на строительство. Взять, к примеру, туризм. В Минкурортов считают: чтобы увеличить конкурентоспособность региона и продлить сезон, нужно за 5 лет получить до 20 тысяч новых гостиничных номеров. И это снова строительство. С другой стороны, это может оставить без куска хлеба горожан, которые десятилетиями живут за счет сдачи внаем своего жилья. Есть ли, на ваш взгляд, здесь золотая середина? Можно ли повысить уровень сервиса и не ущемить людей?
- Безусловно, сегодня на рынке услуг по размещению отдыхающих очень большой выбор, от квартир и эллингов до апартаментов и отелей класса "люкс". Потребители сами выберут услугу в зависимости от их финансовых возможностей. Нельзя уравнять все под одну гребенку. Но должны быть некие стандарты, которым будут соответствовать все средства размещения. Без исключения. Инфраструктура, наличие элементарных удобств – а у Ялты сегодня это вопрос круглосуточного обеспечения водой, которую могут себе позволить отели и санатории с накопителями, но не могут те, кто работает с частным жилым фондом.
Я считаю, нельзя сегодня ограничивать развитие этой сферы превентивными мерами, кроме одной: в однозначном порядке нужно всех приводить к работе в законной плоскости. Ведь у нас 80% средств размещения не платят налоги и нигде не задекларированы. Из-за этого не пополняется бюджет, у территории нет возможности развиваться, а нагрузка идет при этом колоссальная.
Наши жители должны понять: не будет развития – не будет туриста. И отток с каждым годом будет все больше и больше.
Турсезон в Крыму: все смешалось, кони, люди >>
Вода: ситуация сложная, но некритичная
- Однако пока отток туристов Крыму не грозит. Напротив, обещают около 8 млн. В связи с этим вопрос, который вы уже сами частично затронули: хватит ли Ялте воды, чтобы обеспечить нормальные условия в турсезон?
- На текущий момент в водохранилищах, которые снабжают Большую Ялту, накоплено уже более 10 млн кубометров. Полный объем, который нам нужен для круглосуточной подачи – 21 млн. Ситуация сложная, но не критичная. К сезону мы готовимся, в частности, поэтому и было принято решение ограничить подачу воды по часам.
Сегодня ситуация стабильна, но не могу сказать, что она оптимистична. Для сравнения: сейчас для обеспечения города водой шесть часов в день мы тратим 45 тыс кубометров в сутки. В обычном режиме это 75-80 тыс. В сезон потребление достигает 120 тыс кубометров в сутки.
Поэтому, безусловно, засуха вынуждает нас прибегать к альтернативным мерам.
- Альтернативная мера – это опреснитель? Решение по его строительству принято окончательно?
- Первоочередная мера – это все-таки ремонт сетей. Задача была и остается: планомерно заменить, отремонтировать и реконструировать все коммуникации. Но с учетом того, что у нас только основных сетей больше 700 километров, мы должны понимать: на их замену нужны даже не годы, а несколько десятков лет. Даже если сейчас нам выделят всю необходимую сумму – а это десятки, а то и сотни миллиардов рублей, – мы не можем перекопать весь город сразу.
Что касается опреснителей – вопрос на стадии проработки, все детали реализации этого проекта сейчас обсуждаются.
- А каковы перспективы ялтинского здравоохранения в связи с возможными миллионами туристов? Да, в Ялте теперь есть филиал ФМБА, это существенное подспорье. Но не приведет ли это к централизации медицинских услуг в городе и оттоку кадров из маленьких поселков?
- Что касается грядущего сезона, то осмелюсь сказать: самый сложный период мы пережили, наверное, зимой. Когда население города увеличилось почти вдвое, а вместе с тем увеличилась нагрузка из-за активной фазы распространения COVID-19. Мы справились достойно благодаря поддержке военных медиков. Уверена, никак опасений по поводу того, что мы не сможем летом оказать кому-то медицинскую помощь, нет. Тем более состав медиков к курортному сезону ФМБА будет по потребности увеличивать. Одно "но": в городе сегодня нет возможности предоставить медикам жилье. Поэтому очень сложно набрать врачей, и сейчас они приезжают вахтовым методом на два месяца. Мы помогаем им на льготных условиях размещаться в ялтинском пансионате.
Филиал ФМБА – это, безусловно, большое приобретение для города. Качество предоставляемых услуг очень высокое. В 2023 году в Ялте будет построен многофункциональный медицинский центр для взрослых и детей, где будут оказываться виды услуг уровня лучших городов. Но это будущее. А сегодня в связи с тем, что наши поселковые ФАПы на первых этажах жилых зданий и в нежилых помещениях не соответствуют требованиям российского законодательства, они не были переданы в ведение ФМБА.
То есть медицина есть, а помещений для нее нет.
Это стало причиной большого недовольства со стороны населения, потому что качество помощи упало в разы из-за невозможности ее оказывать. Пока мы этот вопрос решили с помощью "Сводного отряда здоровья". Это более 50 лучших врачей ФМБА, которые ездят по поселкам, проводят приемы на местах. Параллельно мы завершаем формирование земельных участков под строительство новых фельдшерско-акушерских пунктов. Надеюсь, эта проблема скоро разрешится.
Не можем запретить развитие: министр экологии РК о стройке в Форосе >>
Город на оползневых склонах
- Еще одна проблема, которая связана как с успехом туризма в Ялте, так и с комфортом самих жителей – берегоукрепление. С одной стороны, в правительстве республики неоднократно говорили, что нашим берегоукрепительным сооружениям нужен капремонт, а то и реконструкция. С другой, вы говорили о планах обустройства Большой набережной ЮБК. С третьей стороны, на горизонте где-то маячит проект с яхтенными маринами. Все эти проекты как-то увязаны вместе?
- Эти проекты не могут не быть увязаны друг с другом. По сути, это один большой проект. На территории Большой Ялты несколько сотен берегоукрепительных сооружений. Большая часть из них не подвергалась не то что реконструкции, даже просто капремонту с конца 1980-х. А от них напрямую зависит и состояние береговой полосы.
Яркий пример – Ливадия, когда берегоукрепительное сооружение рухнуло, а с ним разрушилась вся прилегающая часть берега. Кроме того, главная задача таких "бусов" (берегоукрепительное сооружение - ред.), как мы их называем, - держать склоны. Ведь вся Большая Ялта располагается на оползневых склонах. Сюда же подвязывается и обустройство Большой южнобережной набережной с променадом от Ливадии до грузового порта, и яхтенные марины, проекты которых напрямую привязаны к берегоукрепительным сооружениям.
Конечно, это многомиллиардные затраты. Но они необходимы, чтобы весь ЮБК не сполз в море. Поэтому в данный момент ялтинским проектным институтом совместно с институтом "Градплан", разработчиком генплана, проводятся предварительные работы по возможному формированию участка под обустройство Большой набережной. И Глава Республики уже дал поручение Минстрою РК разрабатывать концепцию и дорожную карту по реализации этого проекта через формирование федеральной целевой программы. Без помощи государства мы с проектом просто не справимся.
- Этот проект подразумевает восстановление морского пассажирского сообщения между поселками Большой Ялты? Традицию Советского Союза многие вспоминают с ностальгией.
- Рассматриваем эту идею однозначно. Именно потому, что в Ялте сегодня транспортный коллапс, и одним из выходов я вижу возвращение к практике советских времен по развитию морского транспорта, в частности, пассажирских перевозок. У нас почти все поселки находятся на побережье. Кроме того, можно было бы наладить такое сообщение и с другими городами – Феодосией, Севастополем, Евпаторией. Есть несколько стратегических вариантов, все они требуют многомиллиардных инвестиций.
Правильный закон для правильного развития
- Подытоживая все планы, скажите: какой вы видите сущность Ялты? Какое будущее хотите для города?
- Ялте однозначно надо меняться. Оставить все так, как есть – кощунство и надругательство над городом. Сегодня он, как я его вижу, - каменные джунгли, захламленные "архитектурным мусором". Ялту надо приводить в порядок, возвращать ей лоск и колорит. И без наведения порядка именно в архитектуре это невозможно.
Хочется напомнить: когда Екатерина Великая в 1783 году присоединила к Российской империи Новороссию, одним из первых ее указов было высаживать на Южном берегу Крыма сады и разбивать парки. И все парковое наследие – Форосский, Ливадийский, Мисхорский, Алупкинский парки, парк санатория Дюльбер, Милютинский и многие другие – это рукотворное чудо, которое нам в буквальном смысле подарено судьбой.
Но пожары, как вы правильно отметили, вспыхивают каждый день: Пионерский парк, где строительство началось буквально на костях наших солдат-защитников, Милютинский парк в Алупке, который при Украине был разорван на участки под ИЖС. Все это мы сейчас собираем по крупицам.
Я вижу для себя делом чести побеспокоиться о сохранении и приумножении этого богатства. И у нас в городе родилась идея: сделать концепцию не просто сохранения, но развития ялтинских территорий. Мы создали рабочую группу с общественниками и сейчас работаем со всеми общественными территориями, определяем, что можно включить в единую ландшафтную зону. На основании этого мы будем готовить концепцию федерального закона по защите этой уникальной территории – создание парка-памятника всего Южного берега Крыма. Это правильный закон для правильного развития. Потому что именно пробелы в законодательстве дают сегодня возможность застраивать эту удивительную зону.
Ялте нужен новый курс, новый вектор развития, в основу которого должно лечь прежде всего сохранение культурного и ландшафтного наследия.
Беседовала Наталия Назарук