Наталья Дремова
У тех, кто был в каютах и трюмах, не было ни одного шанса спастись. Но сотни людей оказались в море, выброшенные взрывом… 7 ноября 1941 года в 10:40 уходил под воду теплоход "Армения", пораженный в носовую часть двумя авиабомбами с немецкого самолета.
Пятнадцать морских миль. Без малого 28 километров... Непреодолимое расстояние для попавшего в холодную воду человека. Даже если он хороший пловец. Даже если смог уцепиться за какой-нибудь предмет, сохраняющий плавучесть. От гибели его отделяют минуты, может, четверть часа…
Не передал дословно
В начале ноября 1941 года к Севастополю через Южный берег отступала разгромленная 51-я армия, оставляя раненых в Ялте. Туда и был направлен теплоход "Армения", переоборудованный в начале войны в санитарно-транспортное судно.
Все в этом рейсе пошло не так.
В Ялте на пристани уже сидели на чемоданах "гражданские". Местное партийное начальство, семьи известных на ЮБК работников высшего и среднего звена, прибывшие из Симферополя сотрудники учреждений, добившиеся эвакуации… Обстановка была тревожная, слухи противоречивые.
До города добрался вместе с отступающими частями капитан 1 ранга Иван Бурмистров, орденоносец, Герой Советского Союза, причем первый на флоте. Его, с согласия начальника штаба ЧФ Елисеева, здесь временно оставили "для консультаций при штабе боевого участка".
Из протокола допроса свидетеля И.А. Бурмистрова:
"Когда я узнал о наличии в госпиталях большого количества раненых, я стал настаивать… о принятии срочных мер к получению из Севастополя транспорта для вывоза раненых. Сам лично 5/XI звонил оперативному дежурному штаба ЧФ и просил немедленно выслать транспорт. Оперативный дежурный мне сообщил, что теплоход "Армения" 6/XI в 22-00 будет в Ялте. После чего я дал приказание иметь порт наготове. Однако теплоход "Армения" прошел мимо Ялты…"
В море "Армению" сопровождал тральщик "Груз". Он должен был проводить транспорт до Ялты, а потом идти в Севастополь. Как позже объяснял командир "Груза" Анатолий Кроль, о том, как меняется боевая обстановка в Крыму, как продвигаются немецкие войска, ему не было известно. Но ночью 5 ноября Кроль передал на "Армению" светограмму: "Ялта занята противником. Немедленно следуйте в Севастополь". Это самое сообщение позже, при расследовании гибели "Армении", стало причиной, по которой Кроль очутился среди обвиняемых в трагедии.
Но трудно представить, что командир военного корабля вдруг ни с того, по собственной инициативе передал какой-то слух или собственное измышление.
На допросе Анатолий Кроль объяснил: "Основанием этому послужило сообщение эсминца "Сообразительный". В сигнально-наблюдательном журнале "Груза" это сообщение выглядело так: "Берег от Чауды до Ялты занят противником".
Важная информация на "Армению" не была передана дословно. Вместо предупреждения, после которого капитан мог попросить уточнить обстановку конкретно в Ялте, получилось категоричное: город занят, идти туда опасно и бессмысленно.
Штаб флота, конечно, запросили. Там решили, что информация свежая, уточнять ее долго, поэтому безопаснее для теплохода повернуть в Севастополь.
Для Севастополя прибытие "Армении" не являлось критически важным. На главной базе ЧФ был отлажен механизм постоянной эвакуации раненых на Кавказ. Задействовали даже боевые катера-охотники, которые брали на борт по 70-100 человек.
В день прибытия "Армении" раненых принимали транспорты "Грузия" и "Белосток", и это тоже сказалось на организации самого процесса.
Руководитель санитарной службы Севастопольской военно-морской базы Афанасий Власов упоминал о полученном 6 ноября приказе эвакуировать раненых на "Армении". Судно долго стояло на рейде, раненых подвозили катерами. Лишь к 15 часам оно подошло к пристани артиллерийских мастерских, и… не смогло быстро начать погрузку: между стенкой и бортом из-за особенностей корабля оказался провал. А поднять на "Армению" спешили еще и имущество нескольких госпиталей, те эвакуировались вместе с медперсоналом.
И все-таки в Ялту!
В тот момент в штабе ЧФ уже знали: противника в Ялте нет, капитан "Армении" Владимир Плаушевский получил приказ: "Выйти в Ялту для приемки раненых. После чего выйти в Туапсе". Особое указание: если не получится соблюсти срок выхода, отложить его до семи вечера, до темноты. "Не подвергайте корабль опасности", - так, совсем не по-казенному, заканчивалось предписание.
Из докладной оперативного дежурного штаба ЧФ Владимира Иванова батальонному комиссару Кузнецову:
"При разговоре с т. Бурмистровым он сообщил, что обстановка утром в Ялте создалась исключительно тяжелая, наши части, отходя, пытались садиться на теплоход… Со слов т. Дьяченко (дежурный штаба) я узнал, что им было передано приказание о выходе теплохода в случае явно нелетной погоды. Кем было передано такое приказание т. Дьяченко, я не знаю".
Погода 7 ноября облачная - в такую меньше риск попасть под авианалет.
Герой Советского Союза Бурмистров фактически руководит посадкой на теплоход. Ему из штаба напоминают: принять все меры к эвакуации городского актива. Самому с гарнизоном и оставшимся в подчинении батальоном прикрывать отход. Затем сесть на один из двух катеров, который должен сопровождать "Армению".
Бурмистров торопится. Несколько раз сообщает в штаб, что немцы подходят все ближе. Уже занят Кизилташ, германские части идут по дороге на Ялту. Впечатление создается, что счет на часы, если не на минуты. На самом деле, 7 ноября до города так и не добрались, да и 8-го, как значится в документах штаба ЧФ, тоже.
Дежурный Дьяченко при допросе пояснил: "Эти данные мною проверены не были, т.к. проверять их было не у кого. Разведка же штаба ЧФ этих данных не имела".
Но именно предполагаемый "скорый захват" Ялты позволил штабистам дать отмашку на выход "Армении" в море.
С высокими инстанциями все согласовано.
В 8 утра транспорт вышел в море.
С воздуха транспорт прикрывало авиазвено лейтенанта Феоктистова, получившее приказ лететь ниже облаков.
Одиночный немецкий бомбардировщик появился где-то через два с половиной часа. Он возвращался на аэродром в Румынии, не сбросив полностью свой смертоносный груз.
Смерть из облаков
Из спецсообщения на имя начальника 3 отдела ЧФ Кудрявцева:
"В 10-40 из-за облаков, на низкой высоте на курсе теплохода был обнаружен самолет противника Ю-88, который сбросил бомбы в носовую часть теплохода. Через 5-6 минут т/х "Армения" затонул.
Звено истребителей самолет противника обнаружили поздно, т.е., после того, как он сбросил бомбы на теплоход, поэтому атака истребителей была безрезультатной и самолет противника ушел безнаказанно.
Проверкой установлено, что вылетевшее звено истребителей И-153 имело ряд недочетов. На самолете мл. лейтенанта Степанова не работало 3 пулемета, не работала рация, не было карты. Командир звена лейт. Феоктистов в сложных метеоусловиях тактически неправильно сопровождал транспорт, отходил от него далеко, не учел того, что самолет противника внезапно из облаков произвел бомбометание".
На самом деле, как подтвердила видеосъемка экспедиции Минобороны РФ и Центра подводных исследований Русского географического общества, транспорт погиб именно при попадании авиабомб.
А вот это увидели наблюдатели с катера: "Когда он тонул, с т/х "Армения" сбрасывали шлюпки. СКА № 0122 удалось спасти 6 человек, на воде было до 300 человек. Капитан 1 ранга Бурмистров, находясь на СКА, приказал следовать в Балаклаву".
По поводу второго катера есть упоминание в журнале оперативного дежурного штаба ЧФ: "ушел в Севастополь, имея приказание". Если приказ был, мог ли командир катера его проигнорировать? Кстати, здесь же упоминаются другие цифры о спасенных: 8 человек.
Фамилии их пока обнаружить не удалось.
Из одной популярной статьи в другую кочует история о ялтинской медсестре Анастасии Поповой, которая, будучи беременной, вплавь добралась до берега. Есть история про младенца, которого вытащили из воды вместе с мамой, и другие. Все они тщательно проверяются сотрудниками Центра подводных исследований Русского Географического общества, которые работают над созданием списка пассажиров "Армении".
"Нередко такие воспоминания переданы не от участников событий, а от тех, кто их слышал, бывает, что даты путаются, обстоятельства, — пояснил руководитель спецпроектов ЦПИ РГО Роман Евтюков. — Ялтинская медсестра как раз могла находиться на другом корабле. Так, 2 (по другим данным, 5 ноября) совсем недалеко от Ялты вражеской авиацией был потоплен тральщик "Работник". Не исключено, что она могла быть среди спасшихся и сумела добраться до берега".
Рассекреченные документы наконец ставят точку в долгой дискуссии о том, сколько людей унесла на глубину в полтора километра "Армения".
"7/XI-1941 г. на теплоход "Армения" было погружено людского состава из Севастополя – раненых 700 ч., из Ялты раненых 1500-1700 ч. Эвакуированных партийно-советского актива из Симферополя, Алушты и Ялты примерно 2000 ч."
В других донесениях и докладах счет отличался. Раненых всего 1500, сотрудников ялтинского военно-морского госпиталя 30, медиков из Севастополя — 383, гражданских — примерно 3 тысячи. Всего 4,5-5 тысяч…
Военная прокуратура список виновных в трагедии составила. Но военные не дали санкции на привлечение к ответственности штабистов, а также орденоносца Бурмистрова и начштаба ЧФ Елисеева.
Доклад о гибели "Армении" на имя командующего Черноморским флотом, вице-адмирала Октябрьского, украшен его резолюцией: "Случай тяжелый, но судить представительных людей не за что, неверно…"
Помощь в подготовке материала оказало УФСБ по Республике Крым и городу Севастополь