СЕВАСТОПОЛЬ, 6 авг - РИА Новости Крым, Алена Хазинурова. Севастопольскому военно-историческому музею-заповеднику - 60 лет. В фондах музея более 205 тысяч экспонатов. Некоторые из них выставляются очень редко, в основном в передвижных временных выставках из-за недостатка экспозиционных площадей.
Корреспондент РИА Новости Крым узнала истории героев Севастополя - командира 30-й береговой батареи Береговой обороны главной базы Черноморского флота майора Георгия Александера и заместителя начальника тыла, полковника Амаяка Меграбяна, погибших в Великую Отечественную, во время обороны города-героя. И третью - невоенную, но важную для города-героя - историю архитектора Михаила Врангеля.
Личные вещи всех троих в хранилище музея передали родственники.
Помнит весь Севастополь
Готовальня, шашки и письменный прибор с пресс-папье – личные вещи, которые принадлежали командиру 30-й береговой батареи Береговой обороны главной базы Черноморского флота майору Георгию Александровичу Александеру. Ими он пользовался до Великой Отечественной войны, во время своей учебы в академии и когда служил на Черноморском флоте.
Эти вещи дошли до наших дней, потому что родные забрали их с собой, уезжая в эвакуацию из Севастополя в 1941 году. Сам Георгий Александер погиб в 1942 году во время обороны Севастополя.
"Эти вещи передала нам дочь Александера – Татьяна Георгиевна. Она часто приезжает в Севастополь, приходит в музей, очень хорошо помнит своего отца. Так же, как помнит его весь Севастополь, потому что во многом благодаря 30-й береговой батарее город и смог продержаться 250 дней обороны", - рассказала заведующая сектором истории Великой Отечественной войны Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Ирина Агишева.
Именно для того, чтобы устранить препятствие в виде 30-й береговой батареи, командующий 11-й немецкой армией попросил прислать в Севастополь самые мощные орудия, в том числе легендарную пушку "Дора". Вместе с ней в 1942 году в Севастополе находилось 80% всей тяжелой артиллерии Вермахта.
Немного не тот Врангель
Сегодня в фондах музея на вечном государственном хранении находится небольшой, но очень интересный комплекс документов и материалов севастопольского архитектора и инженера Михаила Александровича Врангеля, потомка древнего рода Врангелей - его севастопольской ветки.
Один из дальних родственников Михаила Врангеля – мореплаватель Фердинанд Петрович Врангель, в честь которого назван остров в Северном Ледовитом океане. А вот с одним из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны бароном Петром Врангелем архитектора практически ничего не связывает, настаивают историки. Дело в том, что еще в XVI веке род Врангелей распался на 20 самостоятельных ветвей.
В 1972 году в Севастополь приезжала дочь архитектора, Любовь Михайловна. Она и передала в музей его личные вещи, которые бережно хранят музейщики. Среди них фотографии, портсигар, часы, записи, а также наградной знак и диплом выпускника Петроградского Института гражданских инженеров, который Михаил окончил в 1916 году.
Довоенный облик Севастополя формировался практически под руководством Михаила Врангеля. Так в 1933 – 1936 годах при его непосредственном участии шла разработка первого советского генплана Севастополя, открылась первая на полуострове междугородняя трамвайная линия Севастополь – Балаклава, шло грандиозное по тем временам строительство самого современного в СССР городского холодильника для хранения фруктов и овощей. Большой вклад Врангель внес и в устранение последствий страшного землетрясения 1927 года.
Судьба Врангеля после 1937 года сложилась трагично: по стране прокатилась волна политических репрессий. Отдаленная причастность к фамилии "белого барона" и дворянскому титулу, наличие родственников за границей, которые туда отправились еще в ноябре 1920 года, - все это сильно подвело севастопольского архитектора.
В Севастополь он больше не возвращался, зато приезжала сюда его дочь, Любовь, которая пошла по его стопам и тоже стала архитектором.
Семья не знала
В вещевом фонде музея хранится около 10 тысяч экспонатов, среди них - несколько с особенной историей. Как гимнастерка и ремень, принадлежавшие полковнику Амаяку Бейбутовичу Меграбяну. Их музею также передали родные.
В Севастополе в 1942 году Меграбян служил на должности заместителя начальника тыла. Он отвечал за вывоз раненых и подвоз боеприпасов в тяжелое время последних месяцев обороны города и в условиях постоянных бомбежек.
"В 1942 году последний катер, который уходил из Севастополя, захватили фашисты. До последнего наши бойцы сопротивлялись. Амаяк Бейбутович, находившийся на этом катере, бросил под ноги фашистам гранату и сам погиб. Но его семья этого не знала. 16 лет они искали следы и пытались воссоздать последние минуты жизни отца буквально по минутам", - рассказала заведующая отделом хранения музейных фондов Александра Мартынова.
Гимнастерка Меграбяна необычная. На ней нет погон, вместо них есть другие знаки различия – красные кубики на воротнике.
Живой город-памятник: как Севастополь стал "гордостью русских моряков" >>