СИМФЕРОПОЛЬ, 10 мая - РИА Новости Крым, Алла Дружинович. На календаре - летный сезон для малой авиации и всех спортсменов, чья жизнь связана с небом. Никто не помнит такой полной тишины в крымских небесах.
Полетим или пролетим?
Майские праздники в Крыму обычно плотно заполнены первой волной туристов. И в небе тоже - на аэродромах - в Юхариной балке под Севастополем, в "Заводском" в Симферополе и на горе Клементьева в Коктебеле – обычно слышен рокот моторов, раз за разом поднимают в небо парашютистов. Четырехместные самолетики, похожие на автомобиль с крыльями, катают отдыхающих, с воздуха показывая красоты окрестностей. Кто-то для авиа-экскурсий использует вертолет, кто-то самолет Ан-2.
Везде, где есть подходящие условия, взлетают парапланы. Мотодельтапланы поднимают смельчаков на высоту птичьего полета. Жизнь кипит, сезон открывается.
Все свободное от работы время крымские парашютисты обычно отдают прыжкам, пользуясь любыми поблажками погоды. Прыгают и в декабре, и в феврале, а уж в мае от желающих нет отбоя. Этой весной ситуация из-за пандемии совсем другая. Все полеты прекращены. Если в небе и появляются летательные аппараты, то только военные…
"Авиасимулятор и огород"
"Покатушки" на маленьких самолетах в Крыму - явление почти случайное. Катают частники на своих самолетах. Несмотря на неоднократные потуги властей возродить и развить маломоторную авиацию в Крыму, воз и ныне там.
"Условия самоизоляции не нарушаю, - рассказывает он. – Дома летаю на флай-симуляторе, чтобы поддерживать летные навыки. А чтобы физические не утратить, активно огородничаю на приусадебном участке".
Жизнь без полета
Похоже, первыми выйдут на тренировки парапланеристы. Параплан внешне похож на парашют, но поднимается в небо с земли без помощи самолета, используя силу восходящих потоков воздуха. Тут и социальная дистанция соблюдается - выехал на нужный склон холма на машине, разложил купол - и лети… Исключение – тандемы.
"Все полеты полностью запрещены – дельтапланы, маленькие самолеты, парапланы - не летает никто. Вопреки иллюзии, что парапланы летают, где хотят. Парапланы не поднимаются без разрешения Росавиации, мы обычно заранее подаем заявку на полет и ждем разрешения, эта система отлажена. Сейчас, на самоизоляции, мы проводим онлайн-конференции, семинары, обсуждаются разные темы. Изучается тактика, аэронавигация, метеорология. Такое время – только теорию учить, делиться опытом. На днях Министерство спорта Крыма разослало письма с предложениями спортивным ассоциациям: он всех ждут предложений, как организовать тренировки. Мы откликнулись, внесли предложения, ждем ответа".
Павел Михалицкий занимается парашютным спортом, парапланеризмом и горным туризмом.
"Летать одиночно в этом году еще не удавалось. Тренируюсь дома по чужим видео в интернете. Стою перед монитором и представляю себя на месте героя ролика, - говорит Павел. - Вообще половину времени всей изоляции приходится ходить на работу, так что не думать о полетах помогает постоянная занятость".
"Одна нога на двоих"
Парашютный спорт развивается активнее, чем малая авиация. После изобретения упрощенных курсов и особых парашютных систем свой первый прыжок можно совершить уже через 6 часов обучения. А те, у кого нет времени на инструктаж, и хочется попробовать высоту, с которой прыгают спортсмены - 3 километра - выбирают прыжки в тандемах с мастерами. Такой прыжок осуществим и для детей, и для 95-летних людей, и даже для инвалидов-спинальников. Борис Небреев, на весь мир известный в парашютных кругах спортсмен. Он щедро делится путешествиями в небо со всеми, ко всем своим спортивным регалиям прибавив квалификацию тандем-мастера. На недавних соревнованиях во Франции он удивил всех тем, что прокатил в тандеме человека без ног, будучи сам на протезе. Такого там еще не видели. Да еще и взял первое место среди двух десятков тандем-мастеров не-инвалидов, завоевав золото для России.
"Да, на двоих у нас была только одна нога", - улыбается Борис.
"Неизвестно, когда мы сможем начать сезон в этом году, - говорит мастер. - Конечно, это убытки. Но в клубе немалая часть - спортсмены, для которых спорт не является заработком. Или основным источником дохода. Все где-то работают, у кого-то свой бизнес. Да, тандем-прыжки - удовольствие недешевое, как и курсы обучения свободному падению. Но попробуйте содержать и заправлять самолет, нести другие траты, с ним связанные! Это скорее не некий прибыльный бизнес, а возможность обеспечить клуб комфортными условиями для полетов и прыжков.
Карантин? Иди на тренировку!
В условиях самоизоляции спортсмены находят способы оставаться в форме даже без прыжков и тренировок в аэротрубе.
"В таких условиях, например, для отработки построения фигур в воздухе, впору использовать способ, который изобрели на заре парашютной групповой акробатики, - рассказывает Небреев. - Для этого не требуется ни инвентаря, ни более сложных конструкций. Мысленная визуализация и отработка в пространстве каждого своего движения в формации парашютистов. Плюс особая планка с прогибом. Именно это положение тела – основное в свободном падении. Его мышцы забыть не должны".
Как тренируются спортсмены-парашютисты во время карантина, смотрите на видео РИА Новости Крым.