Рейтинг@Mail.ru
Как встретить Пасху: достойны ли мы Его? - РИА Новости Крым, 24.01.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как встретить Пасху: достойны ли мы Его?

© РИА Новости . Евгений Епанчинцев / Перейти в фотобанкМонахиня на праздничном пасхальном богослужении в соборе Казанской иконы Божией матери в Чите
Монахиня на праздничном пасхальном богослужении в соборе Казанской иконы Божией матери в Чите
Читать в
Часть мира прошла это испытание на прошлой неделе. Теперь его предстоит пройти православным – отойти от догм и привычек, познать новое и пройти это достойно, по-христиански.

СИМФЕРОПОЛЬ, 18 апр – РИА Новости Крым, Ольга Леонова. Часть мира прошла это испытание на прошлой неделе. Теперь его предстоит пройти православным – отойти от догм и привычек, познать новое и пройти это достойно, по-христиански.

Конец христианства?

Те, кто регулярно ходят в храм, а не раз в год проходят с крестным ходом и в обязательном порядке приносят домой окропленное святой водой яичко, относятся к полному закрытию храмов на Пасху и предшествующие ей несколько дней совершенно по-разному. Как и священники.

Пылающий, яркий, не всегда однозначный протоиерей Андрей Ткачев убежден: те, кто ежегодно собираются в храмах на Пасху праздновать победу Христа над смертью, не могут оставить соборную молитву ради панического страха заболеть и умереть. Отец Андрей приводит пример блокадного Ленинграда, в котором тонкие ниточки изможденных людей тянулись к церквам даже под бомбежками.

"Если христиане из страха смерти откажутся поклоняться Воскресшему Христу, это будет конец христианства. И, может быть, мы наблюдаем его на наших глазах", - о.Андрей радикален.

Митрополит Волоколамский Илларион, оставаясь в уверенности, что закрытие храмов и автоматическое неучастие в Божественной Литургии – все же некий, с позволения сказать, суррогат настоящего участия и сопричастности, убежден, что пример с Ленинградом не выдерживает критики. Потому что в случае с пандемией речь не о личной жизни каждого верующего, а о том, скольких он может заразить.

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр, который до принятия сана окончил биологический факультет МГУ и успел поработать в НИИ природно-очаговых инфекций в Омске, убежден: желание во что бы то ни стало попасть в храм и уверенность, что в храме нельзя заразиться, есть не что иное, как чистой воды фарисейство, осуждаемое самим Христом.

"У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру. Единство Церкви проверяется в другом – в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас".

Более того, епископ сказал, что пандемия – Божий промысел, так как сложившуюся ситуацию любой может обратить себе во благо: "Нам не надо искать, чем заняться дома, надо брать и со смирением молиться".

Между куличами и Евангелием

Верующие во время пасхальной службы в скальном мужском монастыре святого мученника Феодора Стратилата на горе Челтер-Коба в Бахчисарайском районе Крыма
Армяне, католики и лютеране: какой для них будет Пасха-2020В этом году Великий пост совпал с мировой пандемией коронавируса. Пандемия гнет мировую экономику, разрывает связи людей друг с другом, заставила по-новому посмотреть на многие вещи в мире, попыталась она сломать и многовековые традиционные устои Церкви.
Если священники все же сдержанны в эмоциях и оценках, то их паства в Великий Пост оказалась если и не расколотой, то точно возроптавшей.

"Мне давно не по нутру все эти освященные вековой традицией "освящения жрашен" с непременным окроплением, когда к святой Чаше приходится скакать через ряды и головы "освящальников". Я равнодушно взираю на куличи, крашенки и пасхи. Но Святые Тайны - это сам Господь, по милости приходящий заклаться. И это то, чего нас лишают. Но Церковь - это не стены, не иерархия, не причт. Это сообщество верных, собравшееся вокруг евхаристической Чаши", - эмоционален прихожанин из Новокузнецка.

Отец пятерых детей, 48-летний журналист Сергей Канев будет, по его словам, проводить "Пасху в заточении с пятью детьми".

"У верующих начался новый период жизни, немыслимый даже в годы богоборчества, когда власть прямо запрещала посещение богослужений. Горько и смутительно остаться без совместной молитвы и прямого участия в литургии. Как известно, это общее дело всех прихожан, а не одного священника. И быть разделенными в этом, особенно в пасхальную ночь, очень больно", - ответил он корреспонденту РИА Новости Крым на вопрос, как встретит Пасху.

По его словам, ему, старающемуся воспитывать детей в духе православия, трудно объяснить младшим, отчего чиновники, разрешая людям ходить за хлебом и молоком, не дают приходить к Богу.

"Да, можно помолиться дома, прочесть Евангелие, рассказать малышам о смысле и сути событий Страстной недели, но это не заменит того, что Церковь называет соборной молитвой. Сегодня я расскажу детям историю про одну надпись, которую безымянный узник в XVIII веке выцарапал на стене своей камеры в Шлиссербургской крепости: "Со Христом и в тюрьме мне свобода, без Христа - и на воле тюрьма", - говорит Сергей.

В пасхальную ночь он с женой и детьми прочтет дома богослужебные молитвы, сотворяя в обычной московской квартире "малую церковь" и надеясь, что радость Воскресения Христова войдет и в их дом.

"Для меня все-таки странно, что храмы будут закрыты для верующих в этот великий праздник. Одно дело, если это мой выбор, другое – что это принудительный факт. И если закрывают храмы, но не закрывают авиа-, железнодорожное и автосообщение, то это вообще непонятно", - просто объясняет смятение многих православных фотограф Александр Кадников.

Именно о смирении говорит 34-летняя Маргарита, живущая в Крыму. Молодая женщина до последнего надеялась, что за ворохом рабочих и домашних дел пасхальная литургия станет для нее духовной отдушиной. Не станет: службы пройдут онлайн. И Маргарита переосмыслила ситуацию, найдя в ней плюсы.

"В этом году встреча Пасхи, наверное, может стать своеобразным смирением и еще одним поводом доказать каждому из нас себе, что важно то, что внутри. Что диалог с Господом может вестись и вне Храма. И можно оставаться верным Ему и идти с Ним, где бы ты ни был. Доказать своим смирением и выдержкой, как мы благодарны Ему за Его подвиг. И готовы на подвиг тоже. Потому что каждый из нас сейчас ответственен за тех, кто вокруг".

Она так же, как миллионы христиан, собирается встретить Пасху среди малой церкви – собственной семьи.

Храм внутри и снаружи

"Многие верующие в эти дни активно используют слово "смирение". Что оно значит, понимают ли они сами? Кажется, есть более точное слово - принятие. Принятие – это обстоятельства, на которые ты не в силах воздействовать, но в которых ты сохраняешь себя - свой дух, свою душу, свое сердце, свою отзывчивость", - рассуждает руководитель крупного филиала медиакомпании москвичка Татьяна.

© РИА Новости Крым . Александр ПолегенькоКак встретить Пасху: достойны ли мы Его?
Как встретить Пасху: достойны ли мы Его?

Она считает, что поможет этому самому принятию, в том числе, и то, что мало кто делает в обычной жизни, довольствуясь лишь освящением куличей на Пасху или нырянием в прорубь на Крещение, но что составляет "церковную жизнь" тысяч прихожан: чтение первоисточника – Евангелия.

"Там много что можно открыть заново, особенно сейчас. И нам еще очень много что оттуда пригодится в будущем, когда будем восстанавливать наши жизни, чтобы не озвереть и не очерстветь", - уверена она.

"Как встретить Пасху? Светло и радостно, как истинный христианин возрадоваться Воскресению Господню. Ходить или не ходить в храм – дело сугубо личное. Но никакие длительные стояния на службе и сотни свечей не заменят храма внутри, взращенного трудами души. Если его нет, то и все остальное плодов не даст", - убеждена крымчанка, несколько лет тому переехавшая в Москву, Екатерина Козырь.

Она убеждена: такой непростой период послан всем христианам неспроста. И в этих непростых условиях необходимо встретить Пасху достойно - без обжорства и пьянки:

"Этот праздник – о другом. Искреннюю и горячую молитву Господь слышит, где бы мы ни находились, в храме или вне его стен".

Как встретить Пасху: достойны ли мы Его?
Вход Господень в Иерусалим: среди верб и в масках

Все, что преподносит нам жизнь – это урок, а не наказание, убеждена менеджер Елена. Она говорит о том, что никакие обстоятельства не притушат в ней в этот день ощущение радости и света, веры и добра:

"Именно сейчас, в канун светлого Христова Воскресения, в нынешней непростой ситуации мы пытаемся посмотреть на мир чуть иначе, заметить, сколько всего не ценили, понять, как важно быть благодарными за все, что, казалось, дано нам как должное. Любви и надежды меньше не станет. В пасхальное воскресение за праздничным столом соберется семья, это великое счастье!"

И в этом ее мнение схоже с мнением священства: радость будет еще больше, если верующий не умрет душой в озлоблении на власти и церковных иерархов, которые якобы пошли у власти на поводу.

Новая вечность

Так среди споров и мнений рождается если не истина, то новая действительность. Одна из самых консервативных церквей – православная, ортодоксальная – начинает трансформироваться в нечто новое, соответствуя нынешним, не всегда приятным реалиям.

"Мы – церковь, не только тогда, когда собираемся на молитву в храм. Мы – церковь потому, что мы – тело Христово и потому, что мы Ему принадлежим в любом месте, в любое время", - сказал один из самых видных современных православных миссионеров отец Алексей Уминский.

Праздник еврейской Пасхи - Песах
Как пройдет Песах в самоизоляцииС вечера 8 апреля начинается праздничная неделя Песаха, еврейской Пасхи. Один из самых важных иудейских праздников посвящен исходу из Египта, освобождению евреев от рабства. В этом году Песах продлится до 15 апреля. Как его отмечают в Крыму в режиме самоизоляции, когда запрещены перемещения и собрания?
Именно Уминский не только активно ведет страницу своего храма в соцсетях, но и организовал трансляции богослужений Страстной седмицы, а также новый "жанр" - совместные молитвы: находящиеся в разных концах земли прихожане в одно и то же время молятся, где бы они ни находились.

Целиком следуя русской поговорке: Бог не в бревнах, а в ребрах.

Мы живем в то время, про которое китайская поговорка гласит: несчастлив тот, кто живет в эпоху перемен. На наших глазах рушатся связи, что-то появляется и исчезает, мутирует, казалось бы, даже самое привычное. Что вчера еще казалось незыблемым, почти вечным.

Ну что ж, Бог послал нам это испытание, чтобы увидеть, какими мы выйдем из него. Возможно, чтобы снова понять, достойны ли мы сегодня, в XXI веке, той жертвы, которую Он тогда осознанно принес. За нас...
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала