Шеф-редактор портала Sputnik Латвия Валентинс Роженцовс
"Дно не обследовано. Спасение не осуществляется". Жестяная табличка с пугающим предупреждением на волнорезе раскалена настолько, что воздух вокруг нее колышется волнами и буквы расплываются. Крупная каменная галька пляжа пышет жаром, выкатившаяся из пакета черешня за пару минут превращается в теплую мягкую ягодную жижу из компота. Спохватившись, пытаюсь допить воду из бутылки, но с каждым глотком она все горячее и горячее.
Рядом семейство перекусывает вареной кукурузой и самсой с жирной мясной начинкой, судорожно перекатывая обжигающую еду во рту и дуя на обожженные пальцы. Мальчик рассматривает облезшую старую надпись на пирсе и пытается вслух прочитать оставшиеся буквы:
— "Отдыхайте в чистоте. Убирайте мусоров". "Убирайте мусор" — поправляет его отец и лениво дает подзатыльник. +36, Коктебель, Крым.
— Мы работаем на территории всей России, а Крым чей?— терпеливо и назидательно выговаривает мне оператор конторы по прокату автомобилей в Анапе.
Это я у него спросил, могу ли я на их машине поехать в Крым. Могу, и без какой-либо доплаты. Хотя при известии о нашем маршруте он все-таки чуть грустнеет.
— Дороги там, правда, те еще, опять сдадите машину с повреждениями. Можете фары побить, а может и лобовое расколоть — из-за строительства шоссе из-под колес летит гравий.
Но даже нас, двух иностранцев, не покидает чувство какой-то нереальности происходящего, нарушения всех законов физики — вот он мост и мы по нему едем, и это самое настоящее чудо.
Севастополь, Балаклава, Ялта, Коктебель. Два дня поездки, масса знакомых с детства названий и невероятно сильные эмоции. Крым это Россия? Конечно, но как-то не верится. Классическая, шаблонная курортная Россия осталась позади — в Анапе и Геленджике — с неопрятными пляжами, душными набережными и громкими заведениями общепита. А здесь сказочные просторы, дикая природа, пусть не всегда ухоженная, но поразительно гостеприимная, инфраструктура.
Гостеприимство и гордость местных жителей за свою землю часто вступают в конфликт со стремлением заработать на туристах. От мелкого предпринимательства до крупного бизнеса — растет все! Шикарные отели и частные пляжи, рестораны с устрицами и придорожные забегаловки с вкуснейшими чебуреками. Расплачиваемся банковскими картами или бесконтактно телефоном. Санкции? Нет, они не слышали. Турист не пострадает.
Никогда не понимал и не принимал тяги российских путеводителей к сравнениям с заграницей. То у них Дагестан — российская Тоскана, то Карелия — местная Скандинавия. Зачем, почему не гордиться тем, что все это самодостаточная Россия? Но Крым действительно хочется с чем-то постоянно сравнивать. И мне простительно — во-первых я иностранец, а во-вторых, очень хочется донести до таких же как я здешние красоты.
За два дня в Крыму мы побывали и в итальянской Генуе, и в маленькой испанской рыбацкой деревне, проехались по горным балканским дорогам, плавали в море на греческом побережье. Пейзажи, ландшафт и погода меняются с каждым километром и в зависимости от времени суток. Утром можно завтракать на белоснежной террасе с видом на море, днем плавать на волнах в теплом море, в обед пытаться прогнать с дороги упрямого осла и переждать, пока шоссе перейдет табун лошадей, а вечером пить вино на тихом каменистом пляже.