Ирина Алкснис, для РИА Новости
Не то чтобы раньше были какие-то сомнения, но теперь все официально: часовню тоже мы развалили.
Существенный момент: исследователями выявлена не "системная иностранная кампания по дезинформации", а "одна тысяча случаев дезинформации", за значительную часть которых, по их мнению, ответственны "источники из России". Что касается остального, то докладчики вынуждены признать: немалую часть изученного контента составляет "собственная европейская продукция". Однако и тут без российского следа не обошлось, поскольку создают и распространяют ее, по мнению авторов документа, "европейские пользователи, вдохновленные дезинформацией из России".
Авторы представили достаточно примеров того, что они считают дезинформацией, влиявшей на предвыборную кампанию. Особо стоит выделить следующие:
— распространявшиеся в Сети слухи о том, что протесты "желтых жилетов" на самом деле инспирированы французским правительством для подавления общественного недовольства в его адрес;
— пожар в парижском Нотр-Даме, который "злонамеренно использовался в интернете" для продвижения идей о том, что он символизирует "предполагаемый упадок западных и христианских ценностей" в Европе;
— коррупционный скандал в Австрии (когда вице-канцлеру расставили тщательно организованную ловушку с участием боснийской студентки в роли племянницы русского олигарха), который некие интернет-конспирологи списывают на заговор "европейского глубинного государства", а также германских и испанских спецслужб против австрийских властей;
— дискредитация самого Европарламента, который ядовитые интернет-юзеры характеризовали "малозначительным" и контролируемым лоббистами.
Пожалуй, самый интересный — вопрос о целях, которые, по мнению авторов документа, преследовали таинственные "источники из России", и, соответственно, о том, до какой степени эти цели были достигнуты собственно на евровыборах.
Доклад прямо указывает, что задачей злоумышленников было "снижение явки и влияние на предпочтения избирателей". По поводу второго можно долго дискутировать, а вот по первому пункту получился откровенный провал: прошедшие выборы показали самую высокую явку за четверть века — 51 процент избирателей, пришедших к урнам (на восемь процентов больше, чем в 2014 году).
Кто-то сказал бы, что провал скорее вышел у авторов доклада, которые подкрепили свой труд доводами, вроде как подтверждающими полную высосанность из пальца их умопостроений. Однако на самом деле доклад убивает для его создателей и европейских властей даже не двух зайцев, а куда больше.
Во-вторых, основной мишенью доклада стала даже не Россия и ее загадочные "источники", а интернет-пространство, в первую очередь Google, Facebook, Twitter. В документе прямо говорится, что до конца года будет произведена оценка необходимости введения более жестких европейских регулирующих стандартов в вопросах размещения рекламы и других темах для интернет-компаний вместо текущих добровольных механизмов отчетности.
В-третьих, европейским властям, обеспокоенным снижением эффективности привычных инструментов по управлению общественным мнением, предоставлен дополнительный информационный рычаг по влиянию на общество, которое слишком часто в последнее время стало взбрыкивать и выходить из-под контроля.
Во всей этой стройной конструкции остается один-единственный вопрос: как совместить права и свободы (включая свободу слова), являющиеся, возможно, главным вкладом Запада в общественно-политический прогресс человечества, и утверждения евробюрократов, что "мы не можем допустить такие публикации и должны изгнать их" (это прямая цитата соруководителя рабочей группы по подготовке доклада Джулиана Кинга)?
Впрочем, вряд ли тут на самом деле требуется ответ.