Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Вашингтон принимает акт непризнания "аннексии Крыма". Законопроект, который на деле стал шагом по утверждению российского суверенитета над полуостровом.
"Пощечина Москве"
Неудивительно, что она получила одобрение у представителей украинской власти и псевдопатриотической общественности этой объятой гражданской войной страны. Об успешном прохождении законопроекта через палату представителей отчиталось посольство Незалежной в США, и можно не сомневаться, что о нем напишут многие украинские СМИ как о еще одной "пощечине, данной российскому агрессору со стороны цивилизованного Запада".
Американские принципы
И в данном случае эта оговорка – отнюдь не формальность. Да, Америка не признает Крым. Но она не может игнорировать объективную реальность. Россия – это не маленькое заштатное государство третьего мира, которое можно обложить санкциями и международным бойкотом. Россия – великая держава. Одно из трех государств (наряду с США и Китаем), без участия или хотя бы учета позиций которого невозможно решать мировые проблемы. А значит, с РФ придется заключать какие-то соглашения, в том числе и по ограничению вооружений (например, новый ДОВСЕ). И если подписывать их без учета принадлежности Крыма России, то полуостров будет территорией, где Москва может размещать что угодно и в каких угодно количествах.
Реальные договоры будут требовать учета фактического состояния дел, поэтому американскому президенту и дается возможность игнорировать законопроект – то есть "де-факто признавать Крым российским в отдельных ситуациях". А в остальных — считать его принадлежащим Незалежной, не нарушая тем самым свои обязательства перед киевскими русофобами (каждый же должен быть в ответе за тех, кого приручил), а также свои принципы. Например, один из них: "что позволено Юпитеру (то есть США в Косово), не позволено всяким быкам – российским, китайским и другим".
По окну Овертона
Кому-то в Москве такой подход не понравится – ура-патриоты, особенно из числа "диванного спецназа", будут требовать от Вашингтона определиться. Либо американцы считают Крым украинским, и тогда лишаются возможности заключать нужные самой Америке соглашения с Москвой, либо они меняют позицию, и мы начинаем нормальное взаимодействие.
Если российский МИД примет такой подход, то, конечно же, никакой пользы из него Россия не извлечет. Во-первых, потому что эффективное и прагматичное российско-американское сотрудничество нужно не только Белому Дому, но и Кремлю. А, во-вторых, отказ будет противоречить стратегии по достижению международного признания факта вхождения полуострова в состав РФ.
С другой стороны, Европа и США не могут игнорировать новую реальность и отдельные силы на нем уже готовы эту реальность признать. Поэтому Москва взяла курс на размывание западной формальной позиции за счет действий в рамках "Окна Овертона" — то есть конкретных акций с участием западных сил, которые подчеркивают принадлежность Крыма к России (визиты делегаций, экономические проекты и т.п.).
Любое действие Запада по "де-факто признанию" работает в пользу этой стратегии – в том числе и каждый случай, когда президент США будет обходить "Закон непризнания аннексии Крыма". Поэтому России и выгодно, чтобы этих случаев стало как можно больше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции