Владимир Корнилов, для РИА Новости
С наступлением "рождественского перемирия" в Донбассе на какое-то время затихли и разговоры о планах мирного урегулирования. Если они и звучали в последние недели, то большей частью из уст всевозможных кандидатов в президенты Украины. Соответственно, и сводились в основном к предвыборным речовкам, не имеющим ничего общего с реальным стремлением к миру.
Даже спецпредставитель США по Украине Курт Волкер, всегда очень активный в соцсетях, внезапно исчез из информационного пространства. Как написал 22 декабря свой последний твит, с тех пор и пропал. Можно было бы предположить, что на него так подействовал шатдаун, однако, как не раз признавался сам дипломат, он не получает зарплату в Госдепе, работает исключительно в качестве волонтера и, по идее, прекращение госфинансирования не должно было на нем отразиться. Тем не менее факт остается фактом: как только шатдаун был приостановлен, Волкер сразу в Нью-Йорке провел встречу с представителем Украины при ООН Владимиром Ельченко. Обсуждали "миротворческую операцию в Донбассе" ради "восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины".
В этом интервью Сайдик заявил о наличии у ОБСЕ очередного плана урегулирования конфликта. Предполагается ввод в регион сравнительно небольшого (до 20 тысяч человек) миротворческого контингента ООН, выполняющего военную и полицейскую миссию, проведение в ДНР и ЛНР местных выборов под наблюдением ОБСЕ и восстановление Донбасса силами некоего Агентства по реконструкции (следует полагать, подконтрольного Евросоюзу). Наиболее впечатляющий и наименее реалистичный пункт этого плана — намерение добиться его ратификации парламентами Украины и России. Почему именно России, австриец не поясняет. С таким же успехом данное соглашение можно утвердить решением парламента Франции или Испании. На самом-то деле задумка ОБСЕ ясна: тем самым данная организация хочет вынудить Россию признать себя стороной конфликта. Только зачем это России?
Напомним: успех этой миссии предваряла операция "Буря" по уничтожению хорватами Сербской Краины под прикрытием бомбардировщиков НАТО и при полном бездействии миротворцев ООН. Погибли тысячи мирных граждан. Именно этой операцией постоянно бредят официальные чиновники Украины, когда говорят о намерении вернуть Донбасс. Именно на опыт этой "мирной реинтеграции" ссылался Алексей Мельник, представитель Украины на совещании в Atlantic Council в декабре 2017-го, когда впервые был озвучен план о введении де-факто оккупационной международной миссии в Донбассе. Тогда он с ностальгией вспоминал, как украинские вертолеты поддерживали операцию по уничтожению "сербских банд". И хотя Сайдик оговорился, что операция в Сербской Краине не является "ролевой моделью" для авторов плана по Донбассу, аналогия напрашивается сама собой.
Любопытно заявление Сайдика о том, что его проект был представлен и России, и Украине в Милане на министерском совещании ОБСЕ, которое состоялось еще в начале декабря. Остается загадкой, почему ни в России, ни на Украине этого плана тогда никто особо не заметил.
На самом деле это не первое заявление о том, что с российской стороной согласовываются некие "миротворческие" инициативы по Донбассу. Самым громким был вброс от Евгения Марчука, представляющего ныне Украину на минских переговорах. В начале ноября он сообщил, что на некоем совещании в Братиславе с участием "представителей России" стороны пришли к компромиссу "на 30 процентов" по плану введения миротворцев. Но это объяснялось просто: накануне выборов в ДНР и ЛНР, которым Киев всячески препятствовал, надо было послать демотивирующий сигнал избирателям Донбасса о том, что от них якобы ничего не зависит, что Россия без их участия договаривается с кем-то о судьбе региона.
Сейчас действует до десятка неформальных площадок (не считая официальных), на которых обсуждаются различные инициативы по Донбассу. Но лишь на немногих можно услышать мнение представителей самих ДНР и ЛНР. А Россия, напомним, неоднократно устами высших руководителей подчеркивала, что ни одна миротворческая инициатива не может обсуждаться без представителей региона. В обеих республиках Донбасса уже назвали план Сайдика попыткой подрыва минского процесса.
А мнение Киева особо примечательно, учитывая, что недавний опрос социологической компании Seetarget выявил поразительные изменения в настроениях общества: уже почти 60 процентов населения Украины согласны на мир даже на условиях полного отказа от Донбасса. Если такие тенденции сохранятся, скоро Волкеры, Сайдики и иже с ними будут еще умолять Украину согласиться на обсуждение очередных планов по реинтеграции страны, разрушенной Майданом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции