В ходе жарких дебатов и откровенного выкручивания рук (спикер А. Парубий десять раз ставил на голосование навязанный депутатам законопроект, пообещав, что никто из них не пойдет обедать до результативного голосования) Рада приняла в первом чтении языковой законопроект, которым русский фактически изымается из публичного обращения. Причем депутаты так жарко дебатировали не потому, что кто-то из них пытался отстоять права "национальных меньшинств" или "русскоязычных жителей". Они скорее соревновались в том, как посильнее бы ударить по русскому языку, обвиняя друг друга в недостаточном рвении.
Пожалуй, единственное исключение для госструктур сделано относительно армии. Там лишь офицеры-контрактники обязаны свободно владеть украинским. Рядовой состав может погибать за интересы Порошенко и его подручных, даже если он разговаривает на русском. Язык пушечного мяса нынешних властителей Украины не волнует.
Нынешний же проект предусматривает фактическое уничтожение прессы на русском. Нет, газетам пока прямо не запрещается использовать любой язык, но при условии, если они будут выпускать параллельно и полную украиноязычную версию каждого номера. Это означает резкий рост затрат на печать и верстку, падение оперативности выхода газет и в итоге — гибель и без того переживающих не лучшие времена печатных СМИ.
А следить за этим будет целый аппарат языковых цензоров. Первоначально их назвали "языковыми инспекторами", которых украинская пресса сразу окрестила "шпрехенфюрерами". Их предполагаемые полномочия поразительны. Этих цензоров, согласно первоначальному проекту, должно было быть 27, при этом их наделяли чрезвычайными полномочиями, которым позавидовали бы даже "чрезвычайные тройки по украинизации", организованные в 1920-х в УССР (да, были и такие). Блюстители чистоты языка могут врываться на любое мероприятие официальных структур, общественных организаций, предприятий, требовать у них любые документы, определять степень "виновности" в незнании мовы должностными лицами и назначать штрафы.
Конечно, такие предложения не воодушевили многих чиновников, большинство из которых, прямо скажем, сильно хромает в украинском языкознании (чего стоит только забавная мова министра внутренних дел Авакова, толком не выучившего ни русского, ни украинского). Один из соавторов финального законопроекта Ирина Подоляк с сожалением написала накануне голосования, что отказывается от идеи "мовных инспекторов", так как "кремлевская пропаганда достигла своего успеха".
В итоге дебаты завершились тем, что была выброшена даже такая, казалось бы, очевидная статья проекта: "Статус украинского языка как единственного государственного языка не может быть основанием для отрицания языковых прав и потребностей лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам". Теперь Киев может отрицать языковые права меньшинств.
…Что тут стоит добавить. После победы над русским языком в других уголках бывшего СССР у "титульных" активистов тоже некоторое время сохранялась иллюзия, что они всего лишь защитили себя и свои привилегии, ограничили культурно-информационное влияние России и загнали своих русскоязычных в гетто. Однако по факту они также резко ограничили влияние на "своих русских", перекрыли соплеменникам возможности перспективной работы в России и, наконец, подрубили свое единственное бизнес-преимущество перед европейцами — "умение говорить с Москвой на ее языке". В результате сегодня, когда поколение "титульных", изучавших русский в школе, уже сходит с дистанции, знание русского языка в странах победившей дерусификации становится редкой привилегией — и стоит денег.