КЕРЧЬ, 2 сен – РИА Новости Крым. Ежедневно сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым проверяют десятки кораблей, заходящих в Керченский пролив. Речь идет не только об иностранных судах, но и о российских. Корреспондент РИА Новости Крым принял участие в одном из рейдов, "осмотрел" украинское судно и пообщался с его экипажем.
За Крымским мостом
Итак, выход в рейд. Пограничный сторожевой катер проекта "Мангуст" с экипажем и осмотровой группой на борту берет курс на арки Крымского моста. Так как одна из главных задач пограничников – обеспечение безопасности транспортного перехода через Керченский пролив, корабли досматривают еще до того, как они возьмут курс "на арки".
Пока указанная группа работает, остальные члены команды пограничного сторожевого катера ждут, а заодно сообщают следующему судну о том, что в ближайшее время будет проведен и его осмотр.
Настоящее украинское гостеприимство
130-метровый сухогруз Sea Sprinter, идущий под мальтийским флагом, ярким красным пятном выделяется на фоне моря и других кораблей. "Мангуст" приближается к его кормовой части и пограничники перекидывают канаты, чтобы надежно закрепиться за судно. Тем не менее катер ощутимо качает из-за волнения моря, но с этим сделать ничего нельзя.
Матросы сбрасывают штормтрап для осмотровой группы, на борту ее встречает помощник капитана сухогруза. Он заводит проверяющих во внутренние помещения ходовой рубки, где их ждет капитан Анатолий Лымарь.
"Мы должны провести осмотровые мероприятия. Просим пригласить экипаж с паспортами, а также предоставить документы передвижения корабля", — обращается пограничник к капитану.
Тут же по системе оповещения раздается голос Лымаря: "Всему экипажу с документами прибыть для проведения осмотровых мероприятий".
"Это совершенно нормальное мероприятие, как в любой стране: прибыл, поднялись пограничники, проходишь фейс-контроль, просканировали документы — и свободен", — отмечает электрик Александр Гончаров. Он сам – одессит.
В личном общении команда рассказывает: российские пограничники совершенно адекватно и спокойно работают, а вот, например, румыны – совсем другая история. Они готовы корабль вверх дном перевернуть во время осмотра.
Только второй раз
"В Азове мы находимся довольно редко. И тут, как и везде, к нам, морякам, относятся хорошо", — говорит один из членов экипажа сухогруза Иван.
Молодой человек уверен: проверки, которые проводят российские пограничники, совершенно оправданны, ведь "просто так ничего не бывает". Сам он работает на сухогрузе 1,5 месяца.
Тем временем осмотровая группа проверяет все помещения корабля: от машинного отделения до огромных трюмов, которые оказались абсолютно пустыми, заглядывает во вспомогательные помещения. Проверка показывает — ничего запрещенного Sea Sprinter не везет.
Последняя точка осмотра – капитанский мостик.
"Он объездил много стран"
Капитан дальнего плавания Анатолий Лымарь бороздит моря с 1984 года. К проверкам он привык и относится к ним с философским спокойствием: досматривают суда во всех странах.
"В каждой стране это происходит по-разному: есть государства, где просто приходит один агент, а есть, где вообще все в электронном виде происходит. Но много стран, где все намного хуже", — признается капитан.
По его мнению, российская береговая охрана работает быстро и слаженно. "Как я понимаю, эти проверки связаны с обеспечением безопасности региона. Слышал, конечно, что распространяют информацию о том, что суда задерживают, но лично не видел. Поэтому и утверждать не могу, что такое происходит. Но думаю, что это домыслы, ведь все проходят процедуру осмотра по очереди", — уверен Лымарь.
"На судне все члены экипажа — граждане Украины. Мы часто заходим в российские порты, например, в Ейск. И отношение к нам отличное. И я вообще не вижу никакого негатива, никакого предвзятого отношения", — говорит капитан балкера.
Десятки кораблей в сутки
Сотрудник Погрануправления ФСБ России по Республике Крым, капитан второго ранга Алексей Литвиненко в кают-компании пограничного катера рассказывает журналистам о целях и задачах проверки судов в Керченском проливе.
"Контрольно-проверочные мероприятия направлены на выявление и пресечение деятельности как отдельных лиц, так и ОПГ в сфере незаконного оборота наркотических веществ, контрабанды, оружия, боеприпасов, нелегальной миграции. В первую очередь мы должны обеспечить безопасность энергетических и транспортных объектов в Керченском проливе, а именно – Крымского моста", — поясняет он.
Литвиненко добавляет, что при осмотре судов нужно соблюдать нормативы. При этом для пограничников, обеспечивающих безопасность в Керченском проливе, не важно, какой перед ними корабль — российский, украинский или принадлежащий другой стране. Проверят все.
"Осмотр проводится на всех судах, независимо от того, какому государству они принадлежат. С момента высадки осмотровой группы проверка осуществляется эффективно, качественно, в короткие сроки, согласно действующим международным нормам", – подчеркнул сотрудник погрануправления.
Осмотр Sea Sprinter завершен. Пограничники отдают швартовы и "Мангуст" берет обратный курс — в порт. Ежедневно российские пограничники досматривают десятки судов. Это происходит быстро и слаженно. Единственное, что может сдвинуть их график – сильный шторм в Азовском море.