Нюра Н. Берг, для РИА Новости
На этой неделе, вернувшись из частной засекреченной поездки в Европу, Порошенко собрал Совет национальной безопасности и обороны, чтобы объявить о готовящемся масштабном вмешательстве Кремля в предстоящие выборы и потребовать бросить все силы на предотвращение оного. Русским удалось это даже в таких монстрах НАТО, как США, Великобритания и Франция, — что уж говорить о молодой и ранимой украинской демократии.
На первый взгляд, подготовка к выборам, которые состоятся 31 марта 2019 года, идет по традиционному пути. Социологические службы регулярно публикуют рейтинги вероятных кандидатов, те вещают в эфирах, выступают с декларациями и прокламациями об окончательном правильном обустройстве Украины, квадратно-гнездовым способом создают коалиции и группировки, которым суждено сто раз развалиться и склеиться вновь, но уже в других сочетаниях. Мечутся в поисках самого жирного кормления политтехнологи, многократно поменявшие боссов. Разогревается рынок наемных комментаторов в социальных сетях.
Говорят, некоторые кандидаты уже создали штабы и даже назначили их начальников.
Два из них стоит рассмотреть внимательно уже сегодня. Собственно, с первого мы начали: речь об обязательном, широко анонсированном и уже мгновенно разоблаченном коварном участии России в украинских выборах — вплоть до прямого назначения ею главы государства. Для украинского президента Порошенко, сегодня располагающего рейтингом едва ли не на уровне статпогрешности, это просто бинго. Инструмент, опробованный старшими и даже младшими кураторами, сам назойливо просится в руки. Поэтому вмешательство обязательно будет, к бабке не ходи. России придется надругаться, сколь бы она ни упиралась.
Потому как нет такого чуда, что позволит Петру Алексеевичу, ненависть к которому захватывает все более широкие круги избирателей, выиграть эти выборы и даже просто выйти во второй тур посредством скучной демократической процедуры.
А уже после подсчета голосов окажется, что, несмотря на циклопические усилия украинских силовиков, злоумышленники таки трагическим образом повлияли на наши выборы, извратив их результаты. Потому что победителем может быть только Порошенко, любимец украинского народа.
Сегодня именно эта социально-политическая страта является мейнстримом, уверенно отбросившим в маргинальное поле ошметки гражданского общества страны победившей гидности.
На Украине не осталось более ни одного сектора общественной и экономической жизни, которым не управляли бы "ветераны АТО" и породненные с ними идеологи и кукловоды. Поэтому, когда результаты выборов будут объявлены, а с ними начнет разгоняться истерика о фальсифицирующем вмешательстве России, важно будет только одно — на чьей стороне выступят эти люди и почем.
Украинских ветеранов АТО часто и вполне основательно сравнивают с тонтон-макутами, опричниками и прочими исторически известными представителями личных армий сюзеренов. Но есть и существенное отличие — украинские каратели, вернувшиеся из Донбасса, служат в армиях разных нанимателей. Это и олигархи, и высокопоставленные представители местного самоуправления, и министры, и отдельные депутаты Верховной рады. Широко известно, что собственной армией преданных ему праворадикальных активистов-ветеранов располагает министр МВД Аваков. То же известно и об СБУ. Мэра Днепропетровска Филатова впрямую обвинили в том, что он создал из своего города отдельное коррупционное государство, опираясь на собственную частную армию. Рынок покровителей довольно конкурентный, так что Петру Алексеевичу придется хорошо постараться, чтобы альфой над альфами эти люди признали именно его.
Хозяину достаточно сказать "фас", и боевики блокируют завод или телеканал, разгоняют протестующих под Радой или ветеранов Великой Отечественной. Они решают вопросы землеотведения и землепользования, переименования топонимов, сноса и возведения памятников, просто зайдя на сессию городского совета в балаклавах и с автоматами в руках. Им дарят квартиры, машины и земельные участки мэры городов, перед ними заискивают предприниматели. На Украине родился, окреп и обнаглел новый класс криминальной аристократии со своей иерархией и внутренней системой поощрений и наказаний. Обкатанный на полях гражданской войны, вдохнувший запах свежей крови и тотальной безнаказанности, абсолютный беспредельщик с самого зарождения.
Вернувшиеся с войны, они ан масс не планируют работать, а ведь их — только с удостоверениями — 326 тысяч. Центры занятости с гордостью рапортуют о десятках и сотнях трудоустроенных или открывших бизнес, а что же остальные?
Многие влились в ОПГ и возглавили их. Через АТО прошла тьма криминальных элементов, там они легализовались через участие в батальонах и наладили поставки оружия на остальную территорию Украины. По словам бывшего депутата Верховной рады Олега Царева, атошные ОПГ крышуют (отданный им на кормление) игорный бизнес и контрабанду. Созданные ими охранные предприятия заняты преимущественно отжимом чужой собственности. Трудно будет Петру Алексеевичу получить всю эту криминальную армию в свое полное распоряжение, а нужно. Так же критически важно, как гарантия преданности силовиков.
Так что выборы на Украине будут сугубым макетом, ритуальной пляской молодой демократии, демонстрирующей кураторам верность правилам игры. Президента, похоже, выберут и назначат "атовцы". Утверждения о том, что Украиной управляют внешние кураторы, представляются сегодня устаревшими и по большей части наивными. В недрах самой страны выращен собственный монстр.